Самый опасный компонент человеческого фактора остается вне ответственной проверки?

«Одно из главных направлений деятельности по повышению уровня безопасности полетов  является Человеческий фактор и работа человека, влияющие на все аспекты безопасности!». 
Глобальный план обеспечения безопасности полетов  ИКАО 

Якимович Н.В.
авиационный психолог, кандидат психологических наук

В ближайшее время в соответствии с планами Минтранса РФ начнутся проверки всех авиакомпаний страны на предмет обеспечения ими необходимого уровня безопасности полетов. Проверки затронут различные аспекты авиационной системы и, прежде всего, человеческий фактор (ЧФ), поскольку большинство катастроф этого года оказались связанными именно с ЧФ. Однако для контроля за состоянием дел в сфере человеческого фактора выбран только один компонент человеческого фактора – это система профессиональной подготовки пилотов.

Между тем известно, что человеческий фактор в авиации представляет собой совокупность проявлений всех свойств человека в летной деятельности, поэтому включает в себя три основных компонента:

– профессиональный (профессиональные знания, умения, навыки и опыт);

– медицинский (функциональные возможности систем организма);

– психологический (проявления интеллекта, характера, мотивации, мировоззрения, самооценки).

Как показывает практика расследования авиационных происшествий, именно психологический компонент, а не профессиональный и медицинский компоненты ЧФ – чаще всего становится причиной допущенных пилотами ошибок и нарушений в полете. Этот факт подтверждают катастрофы и аварии этого года.

Например, из предварительного отчета по катастрофе Ми-8Т в районе Курильского озера видно, что командир ВС забыл выставить на высотомере контрольную высоту полета для принятия решения о посадке (ВПР), поэтому в кабине не прозвучал предостерегающий сигнал об опасном приближении к водной поверхности. Эта ошибка есть ни что иное как плохое срабатывание функции памяти, т.е. сугубо психологический компонент, а не следствие отсутствия профессиональных знаний. Причем дефектное срабатывание памяти (забывание действия) вполне объяснимо: пилот имел ослабленную память по причине возрастного старения мозга, т.е. из-за атеросклероза сосудов мозга и атрофии нейронов памяти, поскольку ему исполнилось 60 лет – в этом возрасте операторские функции заметно ослаблены!

Подробно и важно здесь  https://aviasafety.ru/38416/ 
 


Валерий Шелковников,
Президент Международного  консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»,
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика