На пути к декарбонизации: обзорный семинар ИКАО

Москва, 10 сентября 2021 года

Декарбонизация является одним из ключевых направлений развития мировой экономики. Снижению эмиссии СО2 в авиационном секторе был посвящен обзорный семинар Международной организации гражданской авиации ИКАО (2021 Stocktaking on aviation in-sector CO₂ emissions reductions), прошедший с 31 августа по 3 сентября 2021 года в формате видеоконференции.

Мероприятие стало заключительным в цикле из шести предварительных семинаров ИКАО в 2021 году. Наряду с твердыми обязательствами и амбициозными планами достижения нулевого уровня выбросов, участники представили на них более 100 инновационных решений по раскрытию существующего и перспективного потенциала декарбонизации авиации.

Обзорный семинар ИКАО 2021 года стал форумом для обмена информацией между всеми заинтересованными сторонами в сфере авиации, охватывающими три области сокращения выбросов в авиационном секторе: развитие технологий, совершенствование эксплуатации, разработку и использование устойчивых (экологических) авиационных топлив.

Исследованиям перспективных силовых установок, обеспечивающих нулевые чистые выбросы СО2, был посвящен доклад генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаила Гордина.

Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 предусматривает обеспечение к 2030 году сокращении выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Одним из ключевых направлений достижения углеродной нейтральности является развитие водородной энергетики. При этом проекты, направленные на создание авиационных платформ на водородном топливе, реализуют все основные разработчики авиационной техники. Генеральный директор ЦИАМ отметил, что в России перспективность прорывных исследований понимают и на уровне правительства, и коммерческих структур.

Михаил Гордин рассказал о перспективном российском исследовательском проекте создания летного демонстратора полностью сверхпроводящей гибридной силовой установки мощностью 2500 кВт. В качестве топлива и хладагента в ней в перспективе планируется применить жидкий водород, исследуется также использование водородных топливных элементов. Это часть комплексного исследовательского проекта, направленного на применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости и криогенных топлив в авиации в развитие ряда работ, которые ЦИАМ реализует с 2017 года. Значимой вехой данной работы стал демонстрационный полет летающей лаборатории Як-40ЛЛ с первым в мире сверхпроводящим электрическим авиадвигателем в июле 2021 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС.

Участники дискуссии высокого уровня также обсудили рекомендации к ИКАО по оказанию помощи в декарбонизации авиационного сектора. Так, по мнению российских экспертов, ИКАО должна обращать внимание не только на количественные показатели проектов сокращения эмиссии СО2, но и на качество этих проектов, ведь нередко сокращение выбросов при использовании топлива сопровождается увеличением выбросов при его производстве или транспортировке. Важны и сравнительные удельные затраты, размер которых может определять приоритетность того или иного проекта.

По результатам семинара будут сформированы предложения по ряду вопросов, информация по которым будет использована в Комитете по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) по исследованию достижимости долговременных желательных целей ИКАО в области снижения эмиссии СО2.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика