Кто в ответе за «плохого» летчика? Как остановить кризис авиационной системы

В предверии  расширенного совещания в Росавиации с организациями гражданской авиации по вопросам  предотвращения авиационных происшествий 30 сентября 2021 года 

Летчик «плохой», авиационная система «хорошая»: а кто в ответе за «плохого» летчика?

В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор,
член Экспертного совета
в области ГА России,
член Совета ОРАП

То, что произошло этим летом в нашей авиации, иначе как проявлением глубокого кризиса авиационной системы, не назовешь (и это мы не вспоминаем еще резонансные катастрофы последних десятилетий). Падало все, почти во всех ведомствах и с такой частотой, что впору было останавливать полеты. Менее, чем за три летних месяца – 11 авиационных событий (катастрофы, аварии, ЧП) в которых погибли 54 человека. По месяцам ситуация выглядит так: июнь – 1 событие, июль – 4 события и август -6 событий. Обратите внимание, уважаемый читатель, что события с каждым месяцем нарастали, но никаких оперативных системных решений, судя по информации СМИ, никто не принимал. Все молча взирали, демонстрируя растерянность, и получив трагедию в День Воздушного флота и еще 2 события после. Из 11 событий 5 приходятся на гражданскую авиацию, и 5 – на военную. Одно событие произошло в экспериментальной авиации.

Такая череда событий убедительно доказывает, что, находясь в состоянии глубокого кризиса, авиационная система не способна обеспечить должного уровня безопасности полетов. Но что особенно тревожит, так это то, что такое ее состояние сохраняется.  Знакомство с Протоколом совещания в Минтрансе от 23.07.21, где обсуждались вопросы безопасности полетов, кроме как глубокого разочарования и скупой мужской слезы от воспринятого бессилия власти вызвать не может. При том кризисе, в который погрузилась гражданская авиация, подобные протоколы – это легкий «косметический ремонт» по устранению случайно выявленных собственных недоработок. Ни о каком реформировании системы речи не ведется. Если сделать медицинское сравнение, то данный протокол напоминает действия, когда умирающему человеку пудрят лицо, чтобы придать ему румянец здорового. Но при этом всем россиянам «пудрят мозги».

Поэтому вопрос, вынесенный в заглавие статьи, крайне принципиальный для нашей авиационной системы. В развитых странах на него давно ответили, а у нас он требует анализа и пояснения. Та легкость, с которой в российской авиационной системе (гражданской и военной) во всех трагедиях обвиняют летчика (экипаж), заставляет поставить, что называется, вопрос ребром: кто должен отвечать за «плохого» летчика, действия которого привели к авиационному происшествию?

Если у кого – то мгновенно родился в голове ответ, что в том, что летчик «плохой», виноват сам летчик, то это говорит минимум о трех особенностях данного человека. Во – первых, он не владеет системным мышлением. Во – вторых, он не знает законов функционирования авиационной системы. В – третьих, он, попросту, безнравственный человек, для которого бессовестное обвинение другого человека – принцип жизни. Поэтому откажемся от лихих ответов и постараемся во всем сначала разобраться.

Сразу замечу, что назначение летчика в качестве «стрелочника» виновным за произошедшее попахивает средневековьем, а три штриха к портрету такого назначающего описаны выше. Но этот средневековый поход у нас процветает, и никто с ним бороться не думает, т. к. он позволяет защитить честь собственного мундира какого – нибудь чиновника (и ни одного!), а скорее всего манагера (ов), и обеспечить его (их) дальнейший карьерный рост. Кроме того, он защищает саму авиационную систему, которая находится в глубоком кризисе и давно нуждается в принципиальном реформировании. Более того, изложенный подход непроизвольно сохраняет все ее недостатки, породившие десятки АП за последние три десятилетия. Но поскольку их не устраняют, то они продолжают свое черное дело и количество трагедий только нарастает. Но никто во власти на протяжении последних лет палец о палец не ударил, чтобы остановить конвейер авиационных трагедий. Фигурально выражаясь, включен «ксерокс» авиационных происшествий, но сил, способных его выключить, пока на горизонте не видно.

Подробно и важно здесь https://aviasafety.ru/38585/  
 

Валерий Шелковников
Президент Международного  консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика