Очередная катастрофа в Палане: почему пилоты попадают в «горную ловушку»?

11.08.2021

Якимович Н.В.
авиационный психолог, кандидат психологических наук

После катастрофы с самолетом Ан-26, случившейся 6 июля 2021 г. в районе аэродрома г. Паланы, руководство ФАВТ рекомендовало повторно изучить причины предыдущей катастрофы, которая произошла почти в том же месте с самолетом Ан-28 12 сентября 2012 г.  – Распоряжение заместителя руководителя ФАВТ Исх. -25803/02 от 16.07.2021 г. Попробуем и мы провести повторный анализ действий пилотов в предшествующей катастрофе, причем сделаем это с позиций науки о человеческом факторе, чтобы понять, почему пилоты Ан-28 врезались в гору Пятибратку и были ли предложены необходимые профилактические мероприятия по итогам этого расследования.

Напомним, что в качестве основной причины авиационного происшествия с Ан-28 в 2012 г. было признано нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полёта вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полёте в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению ВС со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров.

Однако в Отчете МАК отмечается, что, судя по трекам, сохранившимся на GPS-приемнике, данная схема захода на посадку неоднократно применялась этим экипажем в предыдущих полетах. Следовательно, авиадиспетчеры иногда разрешали пилотам отворачивать сначала влево в сторону горы Пятибратки, чтобы потом правым разворотом заходить над морем на посадку. Иногда такая схема захода оказывалась более предпочтительной в плане визуальной обстановки и при этом экономила время захода.

Если пилоты уже заходили по этой схеме ранее, то они могли считать её безопасной. Это создавало внутреннюю установку на возможность пойти по данной схеме захода на посадку в случае необходимости. Поначалу пилоты Ан-28 следовали указаниям диспетчера, но затем начали давать ложные сведения о своем местонахождении и удаляться от заданной схемы захода на посадку. Данное поведение членов экипажа указывает на то, что пилоты решили действовать по какому-то своему плану. Подобное нарушение (самовольное отклонение от заданного маршрута) может наблюдаться в случае пребывания обоих членов экипажа в состоянии алкогольного опьянения, поскольку в этом состоянии «снимаются» все запреты и ограничения на правила поведения, в том числе и в полете.

Подробно   https://aviasafety.ru/38180/


Валерий Шелковников,
Президент Международного  консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»,
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика