60-лет со дня первого полета человека в космос

День космонавтики, отмечаемый нами ежегодно, и особенно «круглый», 60-летний юбилей первого полета человека в космос, побуждают вспомнить о первопроходцах – наших соотечественниках, преодолевших земное тяготение и вышедших в безвоздушное пространство. Немного уже осталось тех, кто работал с С.П. Королёвым, создавая ракету Р-7 и космический корабль «Восток», готовил полет Ю.А. Гагарина, сопровождал его или как-то иначе способствовал этому великому достижению.

Мне не довелось: 12 апреля 1961 года я еще учился в школе, во втором классе. Помню, как отправившись перед обедом за хлебом в ближайший магазин, вдруг услышал по
радио: «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем сообщение ТАСС…». Кажется, был солнечный день, но накануне выпал снег, и он таял; я шел по талому снегу и пытался представить себе, как это – полететь в космос.

Спустя 14 лет, с дипломом МВТУ им. Н.Э. Баумана, я шел по территории «королёвской фирмы» в Подлипках, ныне город Королёв Московской области, уже примерно представляя себе, как осуществляются такие полеты, и зная, что оказался именно там, где разрабатывают «изделия» для них. Мне посчастливилось участвовать в проектировании транспортной космической системы «Энергия-Буран», орбитальной станции «Мир» и ряда других космических аппаратов. Я ушел из фирмы, когда эти проекты были закрыты, но связей с коллегами из ракетно-космической отрасли не прерывал и вернулся в нее в прошлом году, когда меня пригласили в Совет директоров Консорциума «Космическая регата» – первой частной космической компании в нашей стране, существующей с 1990 года.

За шесть десятилетий, прошедших после первого пилотируемого космического полета, Главный конструктор и Первый космонавт стали почти мифическими образами. Моя принадлежность к сообществу «космических» инженеров определяет профессиональное отношение к этому событию. Личный опыт, естественно, ограничен, но, как учит  философия, «общее познается через частное», и выскажу свое мнение о факторах, определивших тот
успех, и о том, чего не хватает для новых побед.

Советская ракетно-космическая техника создавалась в условиях жесткого соревнования с США и базировалась отчасти на ракетных технологиях, разработанных в Германии. Американцы первыми оказались в 1945 году в Пенемюнде и вывезли за океан несколько готовых ракет A-4, большой объем технической документации и ведущих немецких специалистов. С.П. Королёву и его сотрудникам, среди которых был и мой непосредственный начальник В.Ф. Гладкий, достались лишь отдельные агрегаты, часть производственного оборудования и документов, а также специалисты «второго эшелона».

Потребовались огромные усилия, чтобы воспроизвести немецкое изделие на отечественной производственной базе, а затем разработать уже полностью «свою» ракету Р-2. Проблемы, с которыми столкнулись разработчики, обстановка, в которой они трудились, найденные решения и весь дальнейший процесс, приведший к рождению «семерки», описаны в четырехтомнике Б.Е. Чертока «Ракеты и люди», и в более сжатом виде – в книге А.И. Первушина «108 минут, изменившие мир: как человечество впервые полетело к звездам».

Заказчиком ракет было Министерство обороны, а исполнителем – Министерство общего машиностроения. Ракетная программа имела для руководства страны наивысший приоритет, как и создание ядерного оружия. На нее выделялись трудно вообразимые теперь финансовые, материальные и людские ресурсы. Но мне приходилось слышать мнение, что на развитие сельского хозяйства (включая освоение целины) в послевоенные десятилетия были направлены сравнимые по величине средства. Результаты, правда, оказались разными. Наверное, дело в том, кто и как «осваивал» эти средства.

Подробно здесь  https://aviasafety.ru/37259/

Призываю космических специалистов, а также коллег из авиации и просто знающих и неравнодушных людей высказаться о ключевых, по их мнению, направлениях дальнейшего развития российской космонавтики – какими они должны быть? Следовать ли за американцами на Луну и Марс, строить заводы и электростанции на околоземной орбите, заниматься организацией космического туризма, отправлять научные миссии в дальний космос? Должны ли в этой чуждой нам среде работать люди, или миссии должны быть беспилотными?

Дополните, пожалуйста, перечень вопросов и ответьте на них. Представители Консорциума «Космическая регата» уже высказались о двух возможных направлениях: это – суборбитальные полеты (https://aviasafety.ru/35856) и солнечный парусный корабль (https://aviasafety.ru/36409).

Прошу коллег поделиться своими соображениями.

И, конечно, поздравляю Вас с праздником – Днем космонавтики!

С уважением,

Ю.К. Спирочкин
ОАО Консорциум «Космическая регата»

 
   

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика