БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

 

18.03.2021 г.

Автор: admin

  • На соответствующих совещаниях, проводимых в 2020 году руководством Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», неоднократно выражалась серьезная озабоченность состоянием безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Это же звучало и в ряде публикаций на Портале МОД «Аэронавигация Без Границ» и МКАА «Безопасность полетов». В этой связи, принятые Росавиацией дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, были восприняты с надеждой на изменение отношения к данной проблематике.

30 октября 2020 года руководителем Росавиации А.В. Нерадько был издан Приказ № 1354-п «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности полетов при ОВД», который кроме необходимых превентивных мер, также содержал прямое указание на повышение персональной ответственности руководящего состава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (генеральной дирекции, филиалов).

Представляется, что подобный адресный приказ, в отношении дисциплинарной ответственности высшего руководящего состава Предприятия был издан в ЕС ОрВД РФ впервые.

Возможно, в этой связи неотвратимость ответственности, предусмотренной приказом, изначально (отдельными руководителями на местах) воспринималась скептически.

Все мы помним известные фразы классиков, смысл которых особенно остро воспринимается обществом, когда это касается ответственности руководящего состава:
«Строгость законов Империи Российской компенсируется необязательностью исполнения таковых.» Н.М. Карамзин.
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.» М.Е. Салтыков-Щедрин.

Однако, как все мы смогли убедиться на практике, приказ действует, что подтверждается реализацией его положений руководством ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Имеющиеся в распоряжении документы, в том числе результаты расследований, могут свидетельствовать, например, о (сравнительном):

— повышении уровня и, соответственно, глубины исследования потенциально опасных ситуаций, возникающих при обслуживании воздушного движения;
— снижении количества факторов, оказывающих негативное влияние на участников расследований, связанных с желанием сгладить “острые углы” при выявлении недоработок со стороны руководящего состава, «фильтрацией» информации, не достаточно полным раскрытием обстоятельств;
— конкретизации и адресности рекомендаций по результатам проведенных расследований, в целях предупреждения подобных инцидентов в будущем, снижение формализма типа: «повторно изучить …» и т.п.

Вместе с тем, отмечая положительные стороны, очевидно, что недостатков тоже хватает, есть над чем работать и, что совершенствовать.
Впрочем, этот процесс непрерывный и бессрочный. И, конечно же, некорректно говорить о том, что ранее он не осуществлялся. Как известно нет предела совершенству.

В комплексе мер, имеющихся в арсенале работодателя, не последнее место занимает дисциплинарное воздействие на работника, совершившего без уважительных причин дисциплинарный проступок, связанный с ненадлежащим исполнением им своих трудовых обязанностей, в т.ч. в процессе обеспечения безопасности полётов при ОВД.
Согласно сложившейся практике в качестве превентивной меры, приказы (результаты расследований и т.п.) доводятся в целях ознакомления (изучения) не только участникам тех или иных событий событий, связанных с обеспечением БП при ОВД, но и всем соответствующим специалистам, в большинстве случаев под роспись, в т.ч. и для назидания.
Поэтому, например, все авиадиспетчеры знают, что и как произошло, а также какую ответственность за это понес их коллега.

Относительно высшего руководства, в отличие от награждений, дисциплинарная практика имеет избирательный (касательно публичности) характер.

Подчеркиваем, что наказание не является панацей от  всех проблем (проступков) и не гарантирует их повторение, если применяется не в совокупности с  иными мерами, не «карательного» характера, так как сущность наказания предопределяет достаточно узкую область его возможностей в предупреждении негативных событий при ОВД.

Вместе с тем, дисциплинарное воздействие является важным инструментом в комплексе мер, в т.ч. превентивного характера.

Общеизвестно, что значительную роль в достижении соответствующего целевого эффекта, связанного с применением дисциплинарного взыскания является его публичность в зависимости от вины и обстоятельств произошедшего события.

Априорность утверждения: «Руководитель не должен отвечать за всех …», уже не ограждает его от ответственности, а является предметом более тщательного рассмотрения и соответствующих объективных выводов.

В этой связи представляем выдержки из приказов генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД от 12 марта 2021 года о привлечении к дисциплинарной ответственности руководящего состава филиалов Предприятия: 

По результатам проведенных расследований в отношении руководства нижеуказанных филиалов установлено, что руководящим составом не в полной мере проведены мероприятия по недопущению соответствующих авиационных событий в части обеспечения БП при ОВД.
За ненадлежащие исполнение трудовых обязанностей:
— применить дисциплинарные взыскания в виде выговора к руководителям следующих филиалов Предприятия: «Камчатаэронавигация»; «Аэронавигация Юга»; «Аэронавигация Западной Сибири».
За низкий контроль исполнения должностными лицами своих обязанностей:
— строго указать руководителям следующих филиалов Предприятия: «Крымаэронавигация»; «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением»; «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири».

Один из постулатов мировой безопасности гласит:

«Предотвращением катастроф в своей области деятельности должны заниматься “первые лица”, не передоверяя эту ответственную работу никому другому».

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика