О суборбитальных полетах

Ю.К. Спирочкин, АО Консорциум «Космическая регата»

15 октября 2020 года был выпущен пресс-релиз Комитета по транспорту и инфраструктуре и Подкомитета по авиации Конгресса США приветствующий принятие Федеральным авиационным управлением (Federal Aviation Administration, FAA) окончательной редакции нормативного документа, который упрощает процесс лицензирования суборбитальных полетов. Подготовка и принятие этого документа (Streamlined Launch and Reentry Licensing Requirements, SLR2 – Упрощенные требования к лицензированию суборбитальных полетов) проходили в следующей обстановке.

«Закон о коммерческих космических запусках» (The Commercial Space Launch Act) от 1984 года дает полномочия министру транспорта (the Secretary of Transportation) осуществлять надзор, лицензирование и регулирование коммерческой деятельности по суборбитальным полетам, совершаемым с территории США или гражданами США. Такие полеты включают запуск и возвращение летательных аппаратов (ЛА) или их компонентов, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. Закон предписывает министру выполнять указанные функции в соответствии с требованиями общественного здоровья и безопасности, сохранности имущества, а также национальной безопасности и внешнеполитических интересов Соединенных Штатов. Кроме этого, Закон требует от министра поощрять и оказывать содействие коммерческим космическим суборбитальным полетам, проводимым в частном секторе. Согласно Разделу 49 Свода федеральных правил (Code of Federal Regulations, CFR) [49 CFR Part 1], §1.83(b), министр делегировал полномочия по выполнению этих функций руководителю FAA.

Траектории суборбитальных полетов проходят ниже линии Кармана – высоты над уровнем моря (около 100 км), которая условно считается границей между земной атмосферой и космосом. Суборбитальными являются полеты возвращаемых компонентов ракет Falcon 9 компании SpaceX (фото 1), высотных ЛА типа SpaceShipTwo фирмы Virgin Galactic (фото 2), других аэрокосмических аппаратов, в том числе создаваемых в целях туризма. К суборбитальным полетам относят также неудачные запуски космических аппаратов, которые из-за аварии не удалось вывести на орбиту, как это случилось, например, с кораблем «Союз МС-10» 11 октября 2018 года.

Фото 1 – Возвращаемая ступень Falcon 9 (https://www.spacex.com/vehicles/falcon-9)

Фото 2 – Посадка SpaceShipTwo (https://www.virgingalactic.com/watch)

Суборбитальные полеты являются весьма значимой темой в исследованиях и разработках ведущих аэрокосмических компаний: кроме указанных, это Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Sierra Nevada, United Launch Alliance (ULA), Blue Origin. В верхних разреженных слоях атмосферы легче достичь сверхзвуковой и гиперзвуковой скорости, что значительно снижает время полета. Для туристов же открываются возможности несколько минут побыть в космосе и взглянуть на Землю с высоты, недоступной самолетам и воздушным шарам. Многие готовы платить за такое удовольствие. Однако с увеличением воздушного, космического и суборбитального трафика возрастает риск столкновений ЛА, и приобретает особую актуальность комплексное решение проблем авиационной и космической безопасности.

Подробно и очень важно  для Российской Федерации  здесь:  https://aviasafety.ru/35856/ 
 

Валерий Шелковников,

Президент Международного  консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»,
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика