100-летие Государственного лётно-испытательного центра им. В.П.Чкалова

Download PDFСкачать статью в формате PDF

 ГЛИЦ им. В.П. Чкалова своим рождением обязан приказу Реввоенсовета Республики № 1903 от 21 сентября 1920 года, которым было утверждено положение и штат Опытного аэродрома при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота с местом базирования на Ходынском поле в г. Москве.

Через два года в октябре 1922 года Опытный аэродром был переименован в Научно-опытный аэродром Главвоздухофлота, а ещё через четыре года (в ноябре 1926 г.) он получил статус Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (НИИ ВВС РККА).

С 1920 по 1929 годы лётчики и специалисты опытного аэродрома, а затем и НИИ ВВС РККА приняли участие в перелётах в Кабул, Пекин, Токио и Нью-Йорк. Провели 2780 испытаний самолётов, моторов и авиационного оружия.

В мае 1929 года были развёрнуты работы по строительству новой испытательной базы в районе г. Щёлково Московской области, а в ноябре 1932 года НИИ ВВС РККА с Ходынского поля был перебазирован на новый, Щёлковский аэродром.

В период с 1930 по 1939 годы лётчики и специалисты института принимали активное участие в боевых действиях в Испании, Китае и Монголии, провели более 11 000 испытаний новой авиационной техники.

В июне-июле 1941 года из личного состава НИИ ВВС КА для действующей армии были сформированы два истребительных авиационных полка, полк фронтовых бомбардировщиков, полк тяжёлой бомбардировочной авиации дальнего действия, штурмовой авиационный полк особого назначения, разведывательная эскадрилья и три батальона аэродромного обслуживания. В это же время была проведена передислокация НИИ ВВС КА на аэродром Кольцово в г. Свердловск, на котором проводились испытания до апреля 1943 года. В частности, на данном аэродроме лётчиком-испытателем Бахчиванджи Г.Я., отозванным с фронта, где он до этого сбил 6 самолётов противника, был впервые поднят в небо первый реактивный истребитель БИ-1 с ЖРД.

В мае 1944 года НИИ ВВС КА присвоен статус Государственного, а в июне этого же года институт был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться Государственным Краснознамённым научно-испытательным институтом ВВС (ГК НИИ ВВС).

Личный состав института не только активно участвовал в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, но и продолжал проводить лётные испытания. В период с 1940 по 1945 годы было выполнено 15 600 испытаний.

После окончания Великой Отечественной войны для ГК НИИ ВВС наступили тяжёлые времена перманентного проведения организационно-штатных мероприятий (до 1967 года их было проведено одиннадцать), в результате которых институт получил сокращённое наименование 8 ГНИКИ ВВС им. В.П. Чкалова.

В 1960-е годы было проведено более 4000 испытаний авиационной техники. Проведены также испытания спускаемого аппарата и системы жизнеобеспечения космического корабля «Союз».

За большие заслуги в деле развития и испытаний авиационной, космической техники и в ознаменование 50-летия 8 ГНИКИ ВВС им. В.П. Чкалова 21 сентября 1970 года был награждён орденом Ленина.

1970-1980 годы были периодом проведения наиболее интенсивных работ по испытаниям авиационной техники третьего и четвёртого поколений. За этот период времени было проведено более 11 000 испытаний, в том числе и атмосферные испытания воздушно-космических самолётов систем «Спираль» и «Буран».

В декабре 1990 года при очередной реорганизации 8 ГНИКИ ВВС был переименован в Государственный лётно-испытательный ордена Ленина Краснознамённый центр Министерства обороны СССР им В.П.Чкалова, который с 1992 года стал сокращённо именоваться ГЛИЦ МО РФ им. В.П. Чкалова.

В 1990-е годы было проведено около 3000 испытаний.

В настоящее время структура Государственного лётно-испытательного центра включает в себя:

— Управление центра;

— испытательные центры, предназначенные для проведения испытаний авиационных и воздухоплавательных комплексов различного назначения и в различных условиях;

— управления испытаний и исследований бортового авиационного, радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения;

— управление испытательных трасс и полигонов;

— специальный авиационный высокогорный центр.

Кроме испытательных управлений и центров, в структуру ГЛИЦ входят части обслуживания и обеспечения. Территориально ГЛИЦ расположен в городах Ахтубинске, Щёлково, Знаменск, Вольск, Нальчик, Ключи Камчатские, Феодосия.

Испытательные полигоны расположены на территории Республики Казахстан, на Чёрном море и в Кабардино-Балкарии.

В новом тысячелетии, при существенном сокращении объёмов финансирования в процессе испытаний приходится часто обращаться к замене натурных экспериментов математическим моделированием. Однако и в таких условиях делается всё возможное, чтобы качество результатов испытаний не снижалось.

За последние годы было проведено около 2000 государственных испытаний и более 3000 специальных испытаний образцов авиационной техники и вооружения.

Несмотря на экономические трудности, в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, как и ранее, ежегодно проводится 220 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1600 полётов в год. Ежегодно выполняется более 70 научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование методического обеспечения испытаний перспективной авиационной техники и вооружения, в том числе и в воздухе. Разработаны новые Общие технические требования ВВС.

За свою историю ГЛИЦ им. В.П. Чкалова стал кузницей славных лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей и инженеров-испытателей. В коллективе испытателей проходили службу и работали 5 дважды Героев Советского Союза, 96 Героев Советского Союза, 28 Героев России. В мирное время боевыми орденами награждено более 3500 военнослужащих Центра.

В среде испытателей выросло 4 заслуженных деятеля науки и техники РСФСР, 5 заслуженных деятелей науки РФ, 16 лауреатов Сталинской, Ленинской премий и премии Ленинского комсомола, 58 лауреатов Государственной премии, более 100 заслуженных лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей, более 30 заслуженных военных специалистов, более 100 мастеров спорта и рекордсменов мира и страны по авиационным видам спорта.

В ГЛИЦ с января 1952 года функционирует специальный диссертационный совет, благодаря которому 48 специалистов ГЛИЦ защитили диссертации на соискание учёной степени доктора технических наук и более 560 специалистов стали кандидатами технических наук.

В мае 1972 года в ГЛИЦ сформирован Центр подготовки лётчиков-испытателей. В 2014 году получена бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по переподготовке лётчиков, штурманов и инженеров для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Ведётся переподготовка по семи программам.

В настоящее время ГЛИЦ взаимодействует с более чем 130 организациями промышленности, научными институтами, военными научно-исследовательскими учреждениями и строевыми частями. ГЛИЦ им. В.П. Чкалова обладает единственной в стране уникальной экспериментально-испытательной базой. Только здесь может быть выполнена в полном объёме оценка новой и модернизированной авиационной техники и вооружения на соответствие их тактико-техническим требованиям заказчика.

Георгий ШИБАНОВ, ведущий научный сотрудник ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ

Редакция журнала «Авиапанорама» поздравляет славный коллектив и ветеранов ГЛИЦ им. В.П. Чкалова со 100-летием со дня его основания и выражает глубокую признательность за то, что, несмотря ни на какие трудности, он не снижает заданных качества и темпа испытаний так необходимой Родине новейшей авиационной и космической техники

_______________

Степан Микоян. Большие ошибки в полете на больших углах атаки.  «Авиапанорама» №1-2012

Виталий Селиванов.  90-летие Степана Анастасовича Микояна: юбилей для всего братства летчиков-испытателей. «Авиапанорама» №4-2012

Радик Бариев, Евгений Пушкарский. ГЛИЦ им. В.П.Чкалова: в стремлении к новому облику. «Авиапанорама» №5-2013

Евгений Пушкарский, Олег Балык. ГЛИЦ им. В.П. Чкалова: испытания на безопасность. «Авиапанорама» №6-2013

Радик Бариев,  Валерий Ермаков. Главный испытательный аэродром. Взгляд сквозь годы. «Авиапанорама» №2-2014

Евгений Пушкарский, Виктор Соколенко, Олег Дмитриев. Испытательный центр (морской): преемственность и развитие. «Авиапанорама» №5-2015

Евгений Пушкарский, Валерий Ермаков. Анатолий Польский: 70 лет служения авиации России. «Авиапанорама» №2-2016

Олег Балык.  Методология испытаний самолета на режимах сверхманевренности. «Авиапанорама» №6-2016

Олег Балык, Алексей Гетманцев. День испытателя вновь прошел конструктивно. «Авиапанорама» №4-2017

1 Комментарий для 100-летие Государственного лётно-испытательного центра им. В.П.Чкалова

  1. Здравствуйте!
    В 1988-89гг. проходил срочную службу в ГЛИЦ им. В.П.Чкалова
    Подскажите где можно узнать — имеют право получать юбилейную медаль 100 лет ЦЛИЦ им. В.П.Чкалова военнослужащие проходившие срочную службу в центре.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика