Поздравления и добрые пожелания Президенту Всемирного фонда безопасности полетов Джону Эндерсу

 

Нашему многолетнему другу, Джону Эндерсу, великому авиатору и достойнейшему представителю человечества – 90!

Джон Эндерс – президент Всемирного фонда безопасности полетов

Dear Jack,

Today marks yet another milestone to add up to your already enormous collection! Not many people get to live up as much as you do, and we are glad that you got to do so. But, your greatest milestone hasn’t come yet! You still have ten more years to go, until you can say you’ve achieved it all! So, keep on living, keep on fighting, keep on being amazing.

Your body may be moving slowly, but your brain is moving faster than ever! Getting old doesn’t mean getting less smart, and knowing you, there are plenty of “smart” going in that amazing brain of yours! So, keep on using it to be the amazing person we respect, love and admire!

Happy Birthday!

Valery Shelkovnikov,
AviaSafety,
President

Sergey Melnichenko,
AviaSafety,
General Director

В жизни многих определяющую роль имеет случай. Недаром его называют Его Величество Случай. Анализируя событие, произошедшее в авиационной среде на стыке веков, в период смены социально-политической формации в СССР, я прихожу к выводу, что такое бывает лишь у тех, кто ждет явления подобного случая, чтобы исполнить свою мечту, желание. Попробую пояснить, что появление в моей жизни Джона Эндерса – это как раз тот самый, повторюсь, счастливый случай. Однако, прежде чем посвятить этому человеку те высокие слова, которые он, безусловно, заслужил, я бы хотел вернуться к обстоятельствам сопутствующим этим событиям более 30 лет назад.

…Конец 80-х годов прошлого столетия. Еще продолжается «холодная война». В СССР – Перестройка и Гласность. После десятилетий жизни за «железным занавесом» налицо наличие раскованности в обществе, небывалая активизация международного общения. Вместе с тем, как и в целом в обществе, так и авиации витает предчувствие чего-то тревожного. Только «на самом верху» известно – дела плохи. Цены на нефть катастрофически несутся вниз. Пуста государственная «казна». Над реализацией хорошо продуманных многочисленных государственных программ, направленных на повышение безопасности полетов, завис финансовый нож гильотины. Обеспокоенные авиаторы шлют тревожные письма Горбачеву. В ответ – пустые отписки чиновников. И тут неожиданно руководитель МГА СССР, главный маршал авиации Борис Бугаев получает письмо от Президента Всемирного фонда безопасности полетов Джона Эндерса. И не просто, а с подробным описанием деятельности авторитетной и независимой общественной организации, пекущейся о проблеме повышения безопасности полетов в мире с 1947 года, причем с предложением о сотрудничестве. Я уверен и сегодня — это важное письмо в СССР попало в нужное место и в точное время.

Авторитетные авиаторы Иван Машкивский, председатель Государственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР (Госавианадзор СССР), Татьяна Анодина, руководитель одного из важнейших научно-исследовательских институтов, шеф-пилот М. Горбачева, генерал- майор авиации Алексей Майоров, первый заместитель начальника Главного штаба Военно-воздушных сил генерал-полковник авиации Иван Модяев, начальник военного сектора Научно-экспериментального центра автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД) генерал майор Алексей Задорожный, представитель Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР полковник Александр Травников, Геннадий Бочаров известный публицист, член Союза писателей СССР, Сергей Черемных, начальник гражданского сектора Главного центра единой системы управления воздушным движением (ГЦ ЕС УВД СССР) и ваш покорный слуга – начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР (Глав УВД МГА СССР) Валерий Шелковников идею организовать подобный Фонд в СССР поддержали практически мгновенно. Даже складывалось впечатление, что они уже много лет вынашивали ее.

Эти люди и вошли в инициативную группу по организации Международного фонда безопасности полетов СССР, ибо понимали:
– Даже самая развитая государственная авиационная структура не в состоянии охватить весь спектр имеющихся проблем;
– Государственным организациям не хватает необходимой гибкости и оперативности;
– Служащие государственных учреждений, будучи зависимыми от многочисленных правительственных органов, не всегда готовы проявлять смелый, независимый, объективный и беспристрастный подход к решению отдельных вопросов.
Собравшись вместе, участники этой группы подписали Протокол об организации Фонда, единогласно избрав Председателем Правления Фонда Председателя Госавианадзора Ивана Машкивского, подчинявшегося первому заместителю Председателя Правительства СССР, а Президентом – начальника Глав УВД Валерия Шелковникова, тоже чиновника, подчинявшемуся Министру гражданской авиации. Однако, очень быстро, включившись в подготовку документов для регистрации, юристы наш восторженный порыв охладили, а некоторые из них даже саркастически «крутили пальцем у виска». Причина была очевидной – в СССР отсутствовал «Закон об общественных объединениях». Нам намекнули: «Не забывайте, даже могущественная Коммунистическая партия СССР, де-факто являющаяся общественным объединением, де юре – функционирует нелегитимно более 70 лет. Не все так просто».

Но как отказаться от задуманного, когда «на дворе» бушевало опьянение от вседозволенности и свободы. И вновь пришел на помощь случай. Встретился всем нам на жизненном пути молодой жизнерадостный человек с элементами авантюризма – тогдашний президент Фонда социальных изобретений СССР Геннадий Алференко. Бесконечно влюбленный в авиацию, он быстро помог подготовить необходимые документы на регистрацию Фонда под эгидой его «солнечной» организации, скрепив свое решение огромной печатью, «вдохнул жизнь», без всякого «Закона об общественных объединениях», а банк открыл счет. Основные формулировки задач вновь созданной нами организации мы полностью взяли из Всемирного фонда безопасности полетов. Это награждение авиаторов за героизм, мужество и находчивость, пропаганда безопасности полетов и международного опыта, а также проведение международных семинаров по этой важнейшей тематике.

Как мне сегодня не вспомнить добрым словом Анну Павловну Смирнову, которая первой откликнулась на наше объявление в СМИ об организации Фонда: «Сынки, посылаю три рубля в конверте. Больше не могу – я пенсионерка. Боритесь за безопасность. Мой единственный сын погиб в авиакатастрофе». Прочитав эти слова, мы не только умом, но и сердцем восприняли истину, какой груз ответственности возлагает на себя новое общественное объединение. Основным приоритетом, естественно, избрали сотрудничество со Всемирным фондом безопасности полетов. Получая от Джона Эндерса уникальные материалы по предотвращению авиационных происшествий, мы рассылали их коллективным членам. Проводили совместные международные семинары по безопасности полетов, присуждали авиаторам страны не только наши, но и высокие награды Всемирного фонда. По предложению господина Эндерса первым посмертно удостоился награды «За героизм» Анатолий Грищенко, летчик-испытатель, принимавший участие в ликвидации Чернобыльской атомной катастрофы. Вторым её получил Иннокентий Цивилев, бортмеханик вертолета Ми-8. Зимой, сам с переломанными ногами, три дня подряд Иннокентий поддерживал пламя костра, спасая тяжелораненых пилотов и пассажиров разбившегося вертолета.

Вашингтон. Бортмеханик вертолета Ми-8 Иннокентий Цивилев, награжденный наградой Всемирного фонда безопасность полетов «За Героизм – Меч Гравинера» (сзади за спиной)

Активная деятельность Фонда быстро снискала признание и авторитет среди авиаторов, а количество коллективных членов достаточно быстро выросло до сотни. Первые средства были потрачены на размножение и рассылку в авиапредприятия более тысячи экземпляров «Руководства по предотвращению авиационных происшествий ИКАО». Проведенный нами анализ показал, что этот важнейший документ, описывающий на тот момент современные концепцию и методы предотвращения авиапроисшествий, и направленный из штаб-квартиры ИКАО в СССР в количестве не более 50 и, к сожалению, осел на столах (а может, и в столах) крупных руководителей ведомств, так и не дошел до авиаторов. Для нас исправить ситуацию это означало организацию своего рода миссионерскую акцию, направленную на расширение круга единомышленников. Многие авиаторы стали говорить «на одном языке», а точнее, успешно применять документ в повседневной работе.

В феврале 1990 года Правительство СССР поручило мне с делегацией подписать в США Меморандум
об открытии полетов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океан, территорию СССР и обратно.

В Нью-Йорке, впервые судьба позволила тет-а-тет познакомиться с Джоном Эндерсом. Ранее мы общались лишь с помощью факсов – не было электронной почты. Им оказался умный, обаятельный, опытнейший авиатор, летчик-испытатель НАСА, более 20 лет проработавший в этой авторитетной организации, в том числе руководителем Департамента безопасности полетов, а в последующем консультантом Конгресса США по внедрению спутниковых технологий и руководителем штаба Национального совета по аэронавтике и исследованию космического пространства (группа по разработке политики) при Президенте Соединенных Штатов.

Джон Эндерс, летчик -испытатель НАСА

В дальнейшем в течение 14 лет был Президентом и Генеральным директором Всемирного Фонда безопасности полетов, о чем с вдохновением делился опытом авторитетной независимой общественной организации, работающей на повышение безопасности полетов в мире.

Наше знакомство, начатое в Нью-Йорке, переросло в простую человеческую дружбу, которая продолжается вот уже более 30 лет. Кстати, по его просьбе его часто называют Джек (Jack)- уменьшительная форма от имени Джон. Так проще, пояснил он на одной из дружеских вечеринок и развил свою мысль пояснением слова «Джек» в английском языке – Jack – это домкрат для подъёма тяжёлых грузов. И ведь, действительно, он, Джек, человек, привыкший не только поднимать, но и решать сложные и тяжелые проблемы.

1990. Февраль. Нью-Йорк. Президент Всемирного Фонда безопасности полетов Джон Эндерс

И вот в октябре 1991 года свершилось «чудо». Первый заместитель министра юстиции СССР вручил Свидетельство о регистрации нашей организации. Радость была неописуемой – мы легитимны! Между прочим, на церемонии вручения Свидетельства о регистрации Компартия СССР получила его позже нас, чем вызвала возмущение влиятельнейшего Управляющего Делами ЦК КПСС. «Надо было регистрировать 70 лет назад» – бросил реплику осмелевший от «Перестройки» замминистра юстиции.

8 декабря 1991 года, как известно, СССР перестал существовать. Все тогда вспомнили восклицание великого Конфуция: «Чтоб ты жил в эпоху больших перемен!» Перемены, ясно, не заставили себя ждать. В 1993 году расстрел Парламента совсем случайно не закончился большой бедой
Несмотря на стремительно меняющуюся ситуацию в стране неутомимый Джон Эндерс буквально «исколесил» ее, выступив, в частности, с лекциями по концептуальным основам предотвращения авиационных происшествий в Рижском аэронавигационном институте (Латвия), Тюмени и других местах.

Латвия. Рижский аэронавигационный институт.
Справа налево Джон Эндерс, Валерий Шелковников, Иван Кузнецов, ректор Института, Михаил Кароль, проректор Института, Дмитрий Тарасевич вице-президент Международного фонда безопасности СССР

СССР. Москва. Первые переговоры в Министерстве гражданской авиации СССР. Джон Эндерс и Валерий Шелковников

Совместно с Международным фондом безопасности полетов СССР и России организовал в СССР, России и СНГ множество важных международных семинаров по безопасности полетов, в том числе первый семинар «Угроза вулканической деятельности для авиации» на Камчатке, организовав финансовую помощь ученым Института вулканологии в период развала СССР, через иностранные авиакомпании выполнившим полеты по маршруту Анкоридж – Токио над Тихим океаном.

СССР. Камчатка. Джон Эндерс и Валерий Шелковников прибыли в Петропавловск – Камчатский для проведения международного семинара «Опасность вулканической деятельности для авиации»

Мы ежегодно проводили награждения авиаторов за Героизм, мужество и находчивость в России и СНГ. Неоднократно встречаясь с известными учеными, генералом Владимиром Пономаренко, руководителем Института авиационной и космической медицины и руководителем Программы этого Института Александром Чунтулом, Джек способствовал организации у нас Центра добровольных сообщений авиаторов. Он установил великолепные дружеские отношения с председателями Правления и членами правления Международного фонда безопасности полетов СССР и России ( Иван Машкивский, Роман Кришталь, Евгений Шапошников, Владимир Кофман, Анатолий Пантелеев),а также с главными редакторами журналов «Гражданская авиация» (Анатолий Трошин),«Авиасоюз»( Илья Вайсберг), отраслевой газеты «Воздушный транспорт» ( Василий Карпий), вносящими существенный вклад в дело пропаганды безопасности полетов.
Неоднократно встречался с влиятельными лицами, в том числе в Кремле.

Москва. Кремль. Встреча с помощником Президента России Бориса Ельцина, маршалом авиации Евгением Шапошниковым по проблемам безопасности полетов. Через несколько лет Евгений Шапошников возглавит Правление Международного фонда безопасности полетов России.
Слева направо. Иван Машкивский, председатель Правления Международного фонда безопасности полетов России, Фредди Херинг, генеральный директор Учебного Центра обучавшего российских авиаторов английскому языку (Великобритания), маршал Е.Шапошников, Джон Эндерс, Валерий Шелковников

СССР. Встреча с Командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа, Героем Советского Союза генералом Николаем Антошкиным (в настоящее время Н. Антошкин депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)
Слева направо Валерий Шелковников, Джон Эндерс, генерал Николай Антошкин.

Огромную роль, сыграл господин Эндерс в организации знакомства советских авиаторов с авторитетными авиаторами мирового уровня и организации их участия в важнейших мероприятиях Всемирного фонда безопасности полетов

Вашингтон. Справа налево. Джон Эндерс, Дмитрий Тарасевич вице-президент Международного фонда безопастности полетов СССР, Валерий Шелковников, Джон Лаубер заместитель Председателя Национального управления по безопасности на транспорте (NTSB) назначенный по представлению Конгресса США Президентом Бушем (старшим) на второй срок. В первый срок от был назначен Президентом США Рейганом.

Ввшингтон. Слева направо Валерий Шелковников, Джон Лаубер

Сингапур. Саммит Всемирного фонда безопасности полетов. Джон Эндерс (в центре) с советской делегацией

Сингапур. Слева направо. Сью Эндерс, супруга господина Эндерса, Джон Эндерс, Роберт Сулейманов, генеральный директор Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), Алексей Гусев, начальник аэропорта Львов, член правления МАРАП

 

Вашингтон. Празднование 50 летия создания Всемирного фонда безопасности полетов. Слева направо Валерий Шелковников, Джон Эндерс, Геннадий Бочаров член правления Международного фонда безопасности полетов России, Иван Машкивский председатель Правления Международного фонда безопасности полетов России

Вашингтон. Белый дом. Джон Эндерс и Президент США Буш – старший).

Джон Эндерс вручает Президенту США макет точной копии торпедоносца -бомбардировщика «Эвенджер», на котором летал самый молодой летчик того времени, 18 летний Джорж Буш и был сбит шквальным огнем в Японском море
Макет выполнил талантливейший изобретатель из Башкирии в честь наметившегося сотрудничества между СССР и США ( снимок ниже)

СССР. Москва. Джон Эндерс и талантливый изобретатель из Башкирии выполнивший точную копию макета торпедоносца -бомбардировщика «Эвенджер», на котором летал летчик Джорж Буш ( к огромному сожалению мы не смогли найти фамилии, имени и отчества этого прекрасного человека и умельца)

Огромная благодарность Джону Эндерсу за организацию знакомства со знаменитым человеком, генерал-лейтенантом Джеймсом Абрахамсоном, «Отцом звездных войн» ,как его назвали журналисты после того, как Президент Рональд Рейган назначил его в 1984 году первым директором Стратегической оборонной инициативы ( СОИ)

Генерал – лейтенант Джеймс Абрахамсон и Президент США Рональд Рейган

Уйдя на пенсию в 1989 году и став председателем Правления «Oracle Corporation» (Корпорация «Оракул» ) он опубликовал большую философскую статью суть которой, если говорить коротко, сводиться к следующему: « Хватит миллиарды миллиардов долларов потраченных США и СССР на космические программы, тратить на войну. Созданные космические технологии – это огромное благо для человечества и подробно обосновал возможные направления внедрения».

В 1996 году, будучи членом комиссии Белого дома США по безопасности полетов, специальным консультантом Федерального авиационного управления США по программе « Следующее поколение авиатранспортных систем»( FAA’s Next Generation Air Transportation System), он создал частную компанию «Глобальная международная безопасность полетов» и попросил Джона Эндерса организовать поездку в Москву для обсуждения сотрудничества с Россией в области безопасности полетов.

Сотрудничества, к большому сожалению, не получилось! Видимо у тогдашних крупных российских авиационных чиновников не было заинтересованности в стратегическом взаимодействия в области безопасности полетов. А, зря, могла бы получится отличная работа на благо мировой безопасности.

Джеймс Абрахамсон. Член Консультативного Совета НАСА

Тогда, Джеймс Абрахамсон попросил организовать неформальную встречу с теми должностными лицами в СССР, которые трудились в противовес «Стратегической оборонной инициативе» США.

По согласованию с «Инстанцией» было предложено организовать встречу с двумя известными и авторитетными людьми в области космической деятельности.

Первый. Шимко Владимир Иванович бывший министр радиопромышленности СССР (1987 по 1991), ранее курировавший это важное направление в отделе оборонной промышленности ЦК КПСС, а после развала СССР создал как бы мини-министерство, став президентом Российской корпорации производителей радиоэлектронных систем и комплексов “Радиокомплекс”

Вторым человеком, предложенным на встречу, был Михаил Фёдорович Решетнёв, один из основоположников советской (российской) космонавтики, с 1959 года работавший в ОКБ Сергея Пвловича Королева, являясь заместителем Главного конструктора, Академик СССР.

Будучи председателем «Росаэронавигации» у меня с Михаилом Федоровичем, сложились добрые и деловые отношения, и я имел честь быть дважды приглашенным в его знаменитый «Красноярск-26» по вопросами использования разработанных им спутниковых систем в аэронавигации России.

К сожалению, академик Решетнев из-за болезни, не смог принять участие на встрече.

Встреча проходила в одном из московских ресторанов и было интересно наблюдать как интереснейший и высоко профессиональный разговор преображает людей многие годы работавших на оборону своих государств от потенциального противника.

На следующий день после этой встречи было посещение авиационного музея Монино, экспозицией которого Джеймс был искренне восхищен и огорчен инфраструктурой. После трех часового осмотре экспозиции музея, усталые гости попросили по чашечке кофе. Хмурый охранник, после пояснения, что перед ним великие авиаторы, разлил разведенный в кипятке быстрорастворимый кофе в алюминиевые кружки. Это был верх гостеприимства знаменитого музея.

За период своей активной деятельности Джек Эндерс награжден высокими национальными наградами США и других стран.

Советские и российские — это Медаль Юрия Гагарина, Золотая медаль генерального авиаконструктора Михаила Симонова (ОКБ «Сухой»), Серебряная медаль Межгосударственного авиационного комитета. В 1994 году он был избран Почетным президентом Международного фонда безопасности полетов России. За заслуги по организации международной аэронавигации из Северной Америки – через Северный Ледовитый Океан – СССР в Юго-Восточную Азию и обратно в честь Джона Эндерса в воздушном пространстве Российской Федерации (международная воздушная трасса в районе Сибири) присвоен Код (Пункт) обязательных докладов экипажами воздушных судов под названием «ENDER».

На созданном Джеком Эндерсом надежном фундаменте отношений с нашей страной, пришедший ему на смену энергичный президент Всемирного фонда безопасности полетов Стюарт Метьюз продолжил укрепление сотрудничества с нашей организацией.

Москва. Федеральная авиационная служба России
Слева направо. Джон Эндерс, Валерий Шелковников, новый президент Всемирного фонда безопасности полетов Стюарт Мэтьюз

Россия. Москва. Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского.
Слева направо. Джон Эндерс, Сью Эндерс, супруга господина Эндерса, новый президент Всемирного фонда безопасности полетов Стюарт Метьюз, Кей Метьюз, супруга господина Метьюза, начальник Академии, советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Владимир Коваленок

Апофеозом этих взаимоотношений стало проведение в Москве 58-го ежегодного международного Саммита – семинара Всемирного фонда безопасности полетов, Международной ассоциации воздушного транспорта, Международной федерации летной годности, совместно с Международным фондом безопасности полетов России в 2005 году. Семинар под девизом «Безопасность – дела каждого» открывался в Государственном Кремлевском дворце и собрал в морозной, ноябрьской Москве около 500 участников.

Постер 58-го ежегодного международного Саммита – семинара Всемирного фонда безопасности полетов

Дорогой друг Джек, все твои соратники из огромного региона мира с воодушевлением встречая твой замечательный юбилей, передают тебе большой привет, желают здоровья и долгих лет жизни! Ты много сделал для мировой авиации и предстал перед людьми по другую сторону океана как гражданин мира, высоко порядочный, творящий добро человек.
С огромным уважением и безграничной благодарностью за личные человеческие контакты и многолетнее творческое содружество, твой ученик, бывший президент Международного фона безопасности полетов СССР и России, член Всемирного фонда безопасности полетов

Валерий ШЕЛКОВНИКОВ

Дорогой Джек!

Поздравляю Вас с Юбилеем!
Всегда помню о наших интересных встречах в Кремле и Международном фонде безопасности полетов России.
Очень ценю Ваши советы по использованию в государственной авиации России великолепных документов ИКАО по предотвращению авиационных происшествий, выявлению факторов опасности, оценке рисков, подчеркнув, что Стандарты и рекомендации ИКАО написаны мировой кровью погибших в авиакатастрофах.
Ваш совет послужил поводом подписания мною Соглашение между Международным фондом безопасности полетов России и Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Желаю Вам и Вашей семье крепкого здоровья, чтобы пережить эту «чуму человечества» – COVID

С огромным к Вам уважением,
Евгений Шапошников, Маршал авиации, бывший Председатель Правления Международном фонде безопасности полетов России

Dear Mr. Enders,

On the occasion of your glorious anniversary, I would like to express my deep appreciation and gratitude to you for your effective assistance in creating a modern flight safety system at the stage of development of the new Russia and strengthening the friendship between aviators of our countries.

I remember with great pleasure our highly pleasant cooperation when I was the President of ATRAN Airlines and the Chairman of the Board of the non-profit partnership “Flight Safety”.

My long-term friendship with you, an outstanding person in the aviation industry, is a special pride and honor for me.

On this significant day, please accept my cordial wishes of health and long life to you and all your loved ones!

With sincere respect and friendly greetings,
Roman Krishtal
Former Chairman of the Board of the International Flight Safety Fund of Russia

Дорогой друг!

Время – это не годы и не века. Время – это человек. Его жизнь. Ваша жизнь, Джек Эндерс – яркий пример того, какой замечательной, масштабной и достойной она может и должна быть. Ваш вклад в развитие мировой авиации переоценить трудно. Особенность этого вклада – его психологическая составляющая. Вы – один из пионеров внедрения в чисто технологическую и техническую сферы понятия «человеческого фактора». Со временем оно обрело базовую значимость, стало неотъемлемой частью авиационной и космической профессий. Вы – прекрасный, благородный человек, летчик-испытатель, психолог, философ, редкий в дружбе и надежный в деле. Нашему знакомству уже годы. Я благодарю Вас за щедрость общения, умение делиться опытом, энциклопедическими знаниями.

Поздравляя Вас сегодня с юбилеем, я, как и мои русские друзья, поздравляем и все международное авиационное сообщество. Без личностей подобных вам, авиация, как и космонавтика, были бы другими: без человеческой души, без сердца, без «человеческого фактора».

Крепкого вам, дорогой Джек, здоровья, и новых светлых мгновений в жизни!

Геннадий Бочаров, публицист, лауреат премии Союза журналистов РФ «Золотое перо России», многолетний член правления Международного Фонда безопасности полетов СССР, а затем Российской Федерации

Москва

Июль, 2020 год

Вклад Джона Эндерса в развитие программы Добровольных сообщений по безопасности полетов в авиации России.

На рубеже 90-х годов прошлого столетия, в связи с распадом СССР, в гражданской авиации России и бывших союзных республиках,  начались  происходить кардинальные изменения по реорганизации обеспечения  авиаперевозок  и переходе  вновь образованных авиакомпаний на  коммерческую основу функционирования.

Наступил период разрозненности в системе управления безопасностью полетов, который  характеризовался резким подъёмом авиационной аварийности и снижением безопасности полетов в целом.

Потребовалась разработка  и внедрение новых и более эффективных  средств и способов обеспечения безопасности полетов, особенно, в части оперативного информационного обмена о случаях особых ситуаций в полетах и их предупреждения.

Одновременно наблюдалось сближение Отечественных технологий обеспечения безопасности полетов с зарубежными. На этой основе, в России был образован Международный Фонд  безопасности полетов, активность которого позволила  организовать постоянные рабочие контакты со Всемирным фондом безопасности полетов и его президентом Джоном Эндерсом. В результате в России была актуализирована  программа сбора добровольных конфиденциальных сообщений от летных экипажей, специалистов УВД, наземных служб и пассажиров о случаях различных ситуаций возникающих как  в полетах, так и  при подготовке к полетам   и повышающих риск развития опасных состояний в полетах.

Для обеспечения функционирования этой программы, на базе Института авиационно-космической медицины,  в инициативном порядке, в 1991 году, был создан Центр добровольных сообщение по безопасности полетов (ЦДС БП) для авиации России.

Открытие ЦДС БП осуществилось президентом Всемирного фонда безопасности полетов  Джоном Эндерсом. В последующем,  Джон Эндерс давал мастер-классы для сотрудников центра  по технологии и методологии организации работы Центра. При этом обращал особое внимание на конфиденциальность   и оперативность сбора и передачи информации в виде ежемесячных бюллетеней обратной связи (Callback),   с соблюдением основного правила работы  аналогичных центров-правила третей стороны, предусматривающей, что организация осуществляющая работу по сбору информации не относится к службе контроля за безопасностью полетов и не является судебной.

Полученные рекомендации позволили в последующем,  сотрудникам Центра  подготовить 115 ежемесячных бюллетеней «Обратная связь» о случаях особых ситуаций в полетах,  которые не были представлены в материалах обязательных бюллетеней и целом, разработать технологию организации системы сбора и анализа сообщений применительно к российской авиации.

На фото ниже представлены  участники международной конференции по безопасности полетов,  выступавшие с докладами по   программе добровольны сообщений.

Фото 20 марта 2010 г. В центре Джон Эндерс – Президент Всемирного фонда безопасности полетов;  слева Линда Конелл – Директор Центра добровольный сообщений по безопасности полетов НАСА (ASRS), Сант-Франциско (США); крайний слева  Александр Чунтул – Руководитель Московского Центра добровольных сообщений по безопасности полетов; справа, рядом с Джоном Эндерсом сотрудник ИАТА; крайний справа Дмитрий  Тарасевич – вице-президент Международного Фонда безопасности полетов

В  канун прекрасного юбилея, мы с благодарностью вспоминаем наши дружеские контакты и  желаем Вам Джон Эндерс сохранять здоровье, оптимизм, активное долголетие  и неутомимую энергию,  которую Вы всегда направляете на обеспечение безопасности полетов авиации всего мира.

Александр Чунтул – руководитель Центра добровольных сообщений по безопасности полетов, доктор медицинских наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области  науки и техники.

8-916-795-64-41,

E-mail- creiscorp@yandex.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика