Ровесник современного государства Россия, самолет-амфибия БЕ-200 – символ признанных достижений нашего авиастроения в мире

Явкин Александр Васильевич, генеральный директор “РЕК – Аэроспейс”

Официально проект самолета-амфибии Бе-200 получил свой статус на склоне лет существования СССР в декабре 1990 года (Постановление Совмина СССР от 8 декабря 1990 г. № 1254 «О создании самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров»), уже после того, как 12 июня 1990 года (сегодня мы отмечаем эту дату, как «День России») на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предопределившая последующее принятие Декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР 26 декабря 1991 года.

Практическая реализация проекта началась, фактически, в дни становления российской государственности, которая предвещала в те дни быстрый взлет нового государства, освободившегося, как тогда многим казалось, от обузы огромной мировой супердержавы. По крайней мере, таковы были планы.

В Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1992 г. N 497 “О работах по созданию самолета-амфибии Бе-200” предусматривалось: «В целях осуществления важнейших национальных задач в области развития гражданской авиационной техники Правительство Российской Федерации постановляет:  «Принять предложение Министерства промышленности Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации о порядке создания Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М. Бериева совместно с Иркутским авиационным производственным объединением самолета-амфибии Бе-200, предназначенного для тушения лесных пожаров, перевозок пассажиров и грузов в островных и прибрежных зонах, а также для проведения спасательных работ на море и патрулирования 200-мильной экономической зоны».

Несмотря на то, что Постановлением Правительства вновь созданного на руинах СССР российского государства предусматривалось создание уже многоцелевого самолета-амфибии с целым набором разнообразных функций, сроки его создания были сокращены – срок начала летных испытаний был перенесен с 1995-го на 1994 год. Был установлен срок завершения совместно с Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета сертификационных работ – 1996 год.

Важно отметить, что остальные положения более детального Постановления Совмина СССР по проекту созданию самолета-амфибии не изменялись, включая положение о возложении на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева обязанностей «головной организации по обеспечению единой технической политики в области гидросамолетостроения».

Как мы все теперь знаем, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В свой первый полет противопожарный самолет-амфибия поднялся в 1998 году, а АР МАК выдал сертификат типа на этот вариант только в августе 2001 года. Многоцелевой вариант взлетел в августе 2002 года и получил сертификат типа АР МАК в конце 2003 года.

К слову сказать, эта, не очень хорошая, тенденция, заложенная при реализации проекта Бе-200, когда устанавливаемые сроки реализации проектов российских самолетов смещаются влево, а фактические сроки исполнения упорно ползут вправо, сохраняется и в настоящее время (Superjet, МС-21).

Понятно, что такая ситуация обеспечивает руководящие органы работой по постоянному нажиму на создателей авиационной техники с целью достижения недостижимого.

И это происходит, несмотря на то, что широко известны методы совмещения установленных сроков со сроками исполнения – вспомним подготовку к Олимпиаде, Чемпионату мира по футболу, строительство Крымского моста и т.п. Казалось бы, можно было бы разобраться с тем, что не так в управлении авиастроительными проектами, изучив, скажем, не только перечисленные мною грандиозные проекты, но и воспользовавшись вполне доступным опытом реализации проекта создания компанией ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» самолета РЛДН (типа AWACS) «АИ» по контракту, подписанному в 1997 году с израильской компанией ELTA/IAI, когда в ходе выполнения сложнейшего в техническом и организационном аспектах проекта, из запланированных 15 этапов, 11 были выполнены в срок, а 4 – досрочно, включая досрочную поставку самолета заказчику.

Об этом проекте я не раз писал во все инстанции, предлагая помощь в изучении нашего опыта, но мои обращения остаются голосом вопиющего в пустыне.
Что можно сказать, по поводу отсутствия интереса? Как писал Владимир Маяковский:

«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?»

Ну, и, если не зажигают, то тоже, кому-нибудь нужно.

Вернемся к проекту Бе-200. В силу тогдашнего стремления россиян – граждан нового государства, почувствовавших невиданную ранее свободу, проект Бе-200 с самого начала был ориентирован на завоевание мирового рынка. И для этого, у нас были и имеются все основания.

Самолет-амфибия Бе-200 обладает непревзойденным в мире набором летно-технических, экономических, эксплуатационных и других характеристик.

Правда, как это не удивительно, но в России российский самолет Бе-200, эксплуатирующийся в МЧС России с 2003 года и неоднократно вступавший в борьбу с бедствиями, в настоящее время, в качестве эффективного авиационного спасательного средства, не рассматривается, в полной мере, в силу того, что спасать людей, леса, моря в регионах, удаленных от Москвы, признано неэкономичным.

А в центральных районах, прилегающих к Москве, после того, как Президент России Путин В.В. лично тушил пожары в 2010 году с борта Бе-200ЧС, в больших масштабах пожары не рискуют возникать. Поэтому, даже 12 самолетов-амфибий Бе-200ЧС на всю огромную Россию оказывается слишком много.
Но на этот самолет есть большой спрос заказчиков в мире, возникший, благодаря эффективному его применению с 2004 года при тушении пожаров и проведению спасательных операций во многих странах Европы, Азии, Америки.

Подробно  https://aviasafety.ru/34464/
 


Валерий Шелковников
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика