К вопросу о продвижении в Российской Федерации методов и средств многопозиционных систем наблюдения (МПСН)

01.06.2020

В связи с недавней публикацией в «Авиапанораме» материалов по продвижению в Российской Федерации методов и средств МПСН https://www.aviapanorama.ru/2020/05/33364/ , в т. ч. для интеграции беспилотных авиационных систем (БАС) в общее воздушное пространство, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса учесть следующие опубликованные материалы.

1. О линиях передачи данных для реализации АЗН-В, https://aviasafety.ru/32536.

Сторонники продвижения линии передачи данных (ЛПД) 1090 ES указывают на высокую скорость ВЫДАЧИ информации порядка 1 Мбит/сек, однако результирующая скорость ПРИЁМА информации вследствие случайного наложения сигналов по данным RTCA оказывается существенно ниже, на уровне 5-30 кбит/сек, при этом в случае кибератак киберзащищённое подтверждение истинности местоположения пилоту воздушного судна из системы УВД при использовании существующих систем авиационной связи невозможно.

2. Развёрнутый анализ при сопоставлении различных линий передач данных для реализации АЗН-В и МПСН даётся в https://ads-b.ru/mss-adsb/.

3. Критическое состояние процесса интеграции беспилотных авиационных  систем в общее воздушное пространство Российской Федерации  изложено в статье «Использование МПСН на базе ЛПД 1090ES не позволит осуществить интеграцию беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство Российской Федерации»https://ads-b.ru/uas-1090-integration-problem/.

4. Указанная выше статья https://aviasafety.ru/32536 была помещена на сайте Aviasafety.ru под мягкой по настоянию авторов рубрикой «Заблуждение?». Некоторые аспекты тотального внедрения МПСН с фактическим пионерским в мире отказом от спутниковой навигации рассмотрены в материале https://ads-b.ru/manifest-answer/.

5. По противоречивым историческим сведениям, после прихода Наполеона к власти и убийства невиновного герцога Энгиенского, Талейрану и/или Фуше приписывают слова: «Это хуже, чем преступление – это ошибка».

Единственное в мире российское тотальное распространение МПСН с 1090 ES с фактическим отказом от спутниковой навигации и с обязательной постоянной пуповиной привязки воздушных судов к наземной системе наблюдения с квадратно-гнездовой сеткой станций МПСН через 50 км независимо от объёма выполняемых полётов, с аэронавигационными функциями помимо наблюдения, выполняемыми с помощью нескольких других ЛПД, всё вместе без обеспечения кибербезопасности и государственной безопасности, – что это?

Краткое резюме

1. Реализация АЗН-В на ЛПД 1090 ES характеризуется следующим:

— пресловутая высокая пропускная способность ЛПД на уровне 1 Мбит/сек оказывается фикцией вследствие временнόго наложения сигналов (убивается до 98 % сигналов), подтвержденного оценками RTCA;

— основным недостатком АЗН-В/1090 является неизлечимое отсутствие киберзащищённости в рамках АЗН-В/1090 как в случае посылки ложных АЗН-В сообщений (спуфинг), так и при использовании ложных навигационных сигналов (джемминг); подтверждение истинности сообщений АЗН-В/1090, как то рекомендует руководство ICAO Doc 9924 по авиационному наблюдению, в наземной системе УВД достигается переходом на другие высокозатратные технологии (вторичная радиолокация или МПСН), подтверждение тех же данных пилоту существующими методами связи невозможно;

— доказанная невозможность криптографирования сообщений АЗН-В/1090 обусловливает невозможность использования такого АЗН-В для государственной авиации и литерных рейсов;

— указанные трудности преодолеваются использованием АЗН-В на базе ЛПД VDL-4 (АЗН-В/4), что получило подтверждение принятыми документами ИКАО.

2. Использование МПСН на базе ЛПД 1090 ES позволяет решить проблему верификации данных АЗН-В в наземной системе УВД, однако не решает проблему кибербезопасности для пилота и системы в целом. Россия является единственной страной в мире, проповедующей тотальное (в масштабах всей страны) использование МПСН. Многочисленные, помимо наблюдения, аэронавигационные функции потребуют использования других дополнительных ЛПД. Не решая проблемы в целом в части национальной безопасности и кибербезопасности, использование МПСН обусловит значительные капитальные и эксплуатационные расходы.

3. По вышеуказанным причинам абсолютно бесперспективным представляется использование ЛПД 1090 ES и МПСН на её основе для задачи интеграции беспилотных авиационныхсистем в общее воздушное пространство.

Эдуард Фальков 

 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика