Руководителю Комитета по безопасности полетов Ассоциации вертолетной индустрии и со-председателю IHST-CIS

19 06 2020

Аксютину В.С.

Уважаемый Виктор Сергеевич!

18 июня 2020 года опубликована статья о предварительных материалах расследования (NTSB USA) катастрофы вертолета, в которой погиб звезда мирового баскетбола. По мнению расследователей, она произошла из-за потери пилотом пространственного положения в условиях тумана.

https://abcnews.go.com/US/fog-disoriented-pilot-helicopter-crash-killed-kobe-bryant/story?id=71309758

Аналогичные проблемы к сожалению  существуют в России и в СНГ в целом и мы  неоднократно поднимали этот вопрос.
Вот, что писал Индикатор безопасности полетов мировой авиации, выпуск 58 (октябрь 2011) в разделе:  Если бы авиаторы учились на ошибках других, авиационных происшествий было бы меньше!»
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование катастрофы вертолета AS-355N RA-04109, принадлежащего РОО «Вертолетный клуб», происшедшей 20 января 2011 года на замерзшей поверхности озера Суходольское в Ленинградской области.
Причиной катастрофы стала потеря командиром пространственной ориентировки при полете в условиях ограниченной видимости и «белизны» подстилающей поверхности (отсутствие контрастности, видимости естественного горизонта и удаленных ориентиров), не позволяющих продолжить полет по ПВП, что привело к неконтролируемому снижению с креном и столкновению вертолета с покрытой льдом поверхностью озера. По результатам расследования отработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.

Размышления Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»
Причины катастроф, происшедших в предыдущие годы, повторяются, как «списанные под копирку» из-за отсутствие постоянной работы по повышению уровня профессионального мастерства.
Следует привести аналитическое высказывание Почетного Президента Общества расследователей авиационных происшестий (ОРАП), профессора, доктора технических наук, летчика — инженера, летчика — испытателя первого класса Всеволода Ефимовича Овчарова: 
«К 40-45 годам пилот вертолета гражданской авиации имеет налет 12-15 тысяч часов, что должно свидетельствовать об огромном опыте. О какой недоученности, казалось бы, может идти речь? Тем не менее, практика расследования неоднократно дает примеры.
И главным примером является приборный полет.
Из приведенных многих тысяч часов налета опытные пилоты имеют зафиксированный налет в сложных метеоусловиях 60-100 часов!
«

Выпуск № 19 ОРАП, стр 268.

2011 год

19 марта. Авиационное происшествие с вертолетом Ка-26 на аэродроме «Забельский» Центрального аэроклуба РОСТО имени М.Г. Гареева, г. Уфа, Республика Башкортостан. 
Причина: авиационное происшествие произошло в результате ошибок лица, осуществлявшего управление воздушным судном, в технике пилотирования на этапе разгона скорости после выполненного зависания при вероятном наличии предельного значения попутной составляющей ветра, что в условиях белизны и близости снежного покрова привело к потере контроля за высотой и столкновению с земной поверхностью. 

2010 год

2 января. Авиационное происшествие с вертолетом R-44 в Частинском районе Пермского края.
Причиной авиационного происшествия явилась профессиональная неподготовленность пилота для полётов в осенне-зимний период. Столкновение вертолёта с ледовой поверхностью реки явилось следствием потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении взлёта в условиях сильного снегопада и метели, отсутствия линии видимого горизонта при полной белизне подстилающей поверхности реки и отсутствия наземных ориентиров.
10 марта. Авиационное происшествие вертолета R-44 в Республике Карелия (Кондопожская губа Онежского озера). 
Причиной явилась потеря пилотом пространственной ориентировки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях при отсутствии видимости наземных ориентиров, что привело к столкновению вертолета с покрытой льдом заснеженной поверхностью озера.
19 декабря. Авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т авиакомпании «Ямал» в Тюменской области.
Причиной явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на второй круг при потере визуального контакта с посадочной площадкой из-за попадания вертолёта в непрогнозируемые метеоусловия (по видимости и опасному явлению погоды – приземному туману), исключающие визуальное пилотирование, что привело к грубому приземлению вертолёта в управляемом полёте на удалении 380 м от посадочной площадки, его разрушению и гибели командира. 
2009 год

19 декабря. Авиационное происшествие вертолета Ми-171 RA-22468 Ухтинского филиала ООО Авиапредприятие «ГАЗПРОМАВИА» в районе аэродрома Воркута.

Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря экипажем пространственной ориентировки после снижения ниже ВПР вследствие отвлечения внимания от контроля за режимом полета на визуальный поиск огней подхода и ВПП в условиях отсутствия видимости наземных и световых ориентиров, что привело к непреднамеренному выводу вертолета на большие углы тангажа, потере скорости и попаданию в режим вихревого кольца
В заключение несколько слов относительно профессиональной подготовки частных пилотов.
 Ни Росавиация, ни ее региональные управления не будут, да и не в состоянии заниматься их обучением. В лучшем случае, последует запрет, напоминающий времена Ивана Грозного: «Выдумку сжечь, выдумщика посадить на кол».
Этим должна заниматься  Федерация авиации общего назначения (ФАОН) и Ассоциация владельцев воздушных судов и пилотов (АОПА), которые делает энергичные шаги по продвижению частной авиации, как фактора развития бизнеса, торговли, туризма и создания рабочих мест в России.
Но этого мало. Необходимо подумать о создании  Фонда безопасности полетов при  ФАОН и АОПА, который бы начал серьезно и настойчиво заниматься предотвращением трагедий в авиации общего назначения, используя современные концепции и методы.
Так поступили в свое время в США. Небольшие дополнительные членские взносы, и получился великолепный Фонд безопасности полетов, который организует не только обучающие семинары, курсы, распространение аудиовизульных средств обучения, но и на эти средства нанимает адвокатов для защиты частных пилотов.
Пример. Когда Джон Кеннеди, сын президента Кеннеди, погиб, не справившись с пилотированием в условиях тумана, погубив красавицу-жену и её сестру, Фонд безопасности полетов АОПА США провел более 700 обучающих семинаров по исключению случаев попадания в сложное пространственное положение и выходу из него.
+++++++++++++++++++++++++++++++ 
Хотите повысить безопасность полетов на 80 процентов? Обращайтесь https://aviasafety.ru/wp-content/uploads/SMS-Toolkit-2011.pdf 
 
С уважением,
Валерий Шелковников
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика