Отечественная воздушная оборона на русско-германском фронте в ходе кампании 1916 года

А.Лашков
Алексей Лашков,
кандидат исторических наук, доцент
К 100-летию окончания Первой мировой войны

По оперативным сводкам Штаба Верховного Главнокомандующего

Продолжение, начало – в №3-2019

С целью исключения ударов с воздуха со стороны противника по объектам ближнего тыла русской армии была значительно усилена воздушная оборона важных прифронтовых военных и административных пунктов.

Например, зенитно-артиллерийская оборона г. Ровно (в котором размещался штаб 8-й армии) обеспечивалась вновь сформированной 4-й зенитной батареей (командир – поручик Никишин)1, вооруженной различными типами русских и трофейных орудий. Для ведения огня по воздушным целям часть из них была установлена на специальные рамы конструкции прапорщика Поппена, обеспечивавшие достижения значительного угла местности.

Организовывалась также защита мостов через р. Днепр, имевших стратегическое значение для войск Юго-Западного фронта, с привлечением 6 зенитных батарей. Позднее в соответствии с приказом начальника Штаба ВГК от 4 декабря 1916 г. № 1624 они и нештатная батарея, находившаяся до этого
времени при штабе 8-й армии, были преобразованы в 4-орудийные зенитные подразделения с присвоением им штатных № 68–742. Позднее в интересах фронта были сформированы еще 32 зенитные батареи3.

В тот же период на западном стратегическом направлении в наличии имелась всего лишь одна штатная 4-орудийная зенитная батарея (на установках конструкции капитана А.К. Герштенцвейга). При этом семь противоаэропланных подразделений находились в стадии формирования, а девять батарей планировалось создать в ближайшее время4.

В полосе Северного и Западного фронтов противник усилил давление на транспортную сеть русских войск и крупные тыловые объекты. 17 июля с цеппелина на кварталы г. Рига было сброшено 13 бомб5. На следующий день четыре неприятельских самолета совершили групповой налет на г. Ревель, сбросив на него также 13 авиабомб6. В этот период была отмечена большая активность вражеской авиации на участке русско-германского фронта: «… к югу от Двинского района до района Полесья»7.

18 июля ст. Замирье (северо-восточнее г. Барановичи) подверглась групповому налету немецкой авиации (17 самолетов). Под удар также попали военно-медицинские пункты. Сброшенными в госпиталь и лазарет 28 бомбами убиты три и ранены пять человек из медицинского персонала, из находившихся на излечении убито 10 и ранено 23 нижних чина8.

На следующий день в ходе совершения группового налета (12 самолетов) на железнодорожные станции Городья и Замирье было сброшено 43 бомбы. На перехват вражеских аппаратов вылетел дежурный самолет типа «Фарман», смело вступивший в неравный бой с превосходящими силами противника. Последние, встретив неожиданный для себя отпор, были вынуждены ретироваться9. 25 июля два немецких самолета атаковали позиции русских войск севернее г. Луцк, подвергнув их бомбардировке10. В тот же день германская гидроавиация бомбардировала наши объекты на Аландских островах в Балтийском море11.

26 июля неприятельская авиация силами до шести самолетов совершила групповой налет на ст. Замирье, сбросив на нее 32 бомбы. Одновременно в небе над ст. Погорельцы появилось сразу 11 вражеских летательных аппаратов, которые провели бомбардировку стоявших на станции вагонов. В общей сложности на них была сброшена 71 бомба12. Позднее атаке воздушного противника подверглись транспортные узлы Замирье, Изяславль и Маневичи. В районе местечка Крево неприятельская авиация попала под обстрел русских зениток, огнем
которых был сбит один вражеский самолет, упавший на территории, занятой германскими войсками13.

Севернее о. Мядзиол русский военный летчик Э.М. Томсон на аппарате «Ньюпор» атаковал появившийся над м. Будслав неприятельский «Альбатрос», определенное время преследовал его и заставил уйти за линию фронта. Позднее наш летчик провел пулеметный обстрел лагеря на вражеском аэродроме в районе Кобыльники14.

В свою очередь воздушные силы противника продолжали активно действовать в ближнем тылу русских войск.

29 июля вражеская авиация атаковала наши объекты и части в районе Логишина, г. Луцк и ст. Маневичи15. Через день под удары с воздуха попали важные железнодорожные станции на Западном фронте: ст. Замирье и Изяславль16. 2 августа неприятельский аэроплан подверг бомбардировке шедший вблизи Усичи (на линии Владимир-Волынский – Луцк) наш транспорт с ранеными, а также дивизионный лазарет на ст. Усичи. В результате пострадало около 30 человек17. По мнению военных специалистов, «в этом факте можно подметить лишь излишнюю жестокость и нервозность немцев, которые, чувствуя свое, в общем, неприятное положение в Ковельском районе, стараются выместить свою злобу на целях, не имеющих боевого назначения»18.

На следующий день в районе Воробьевки (восточнее г. Езерны) над нашими позициями был зафиксирован полет девяти неприятельских самолетов19. 13 августа противник провел воздушную разведку в районе г. Новогрудок, Городище, Столбцы. На перевязочный отряд, расположенный в г. дв. Адамов (западнее м. Мир), немецкие летчики сбросили 10 бомб20.

Под удар с воздуха также попал Приамурский лазарет (м. Синявка). В результате взрыва авиабомбы были убиты две сестры милосердия и санитар, ранены две медсестры21.

17 августа над Кеммерна (часть г. Юрмала, 44 км западнее Риги) пролетел цеппелин, сбросивший на его объекты бомбы22. Попав в зону зенитного огня, он незамедлительно повернул назад. Через день в районе м. Сокуль с аэроплана (возможно речь идет о нескольких аэропланах – Прим. авт.) вражескими летчиками было сброшено более 70 бомб23. 23 августа противник совершил групповой налет на ст. Маневичи (сброшено свыше 100 бомб)24.

При этом неприятель нес на русско-германском фронте боевые потери. 30 июля в ходе воздушной разведки, управляя «аппаратом системы «Вуазен» и, будучи после сильного обстрела неприятельской артиллерией» летчик 3-го корпусного авиаотряда прапорщик А.В. Шкарин был «атакован в районе д. Гниловоды германским летательным аппаратом системы «Фоккер», после упорного боя сбил его»25.

В тот же день к востоку от г. Барановичи огнем наших войск был подбит самолет 35-го германского авиаотряда. При падении аппарат сгорел, летчики взяты в плен26.

Утром 13 августа экипаж самолета (летчик – командир 11-го авиационного дивизиона есаул В.М. Ткачев и наблюдатель – подпоручик Д.Д. Хризосколео) в районе м. Варбы (20 км к юго-западу от г. Дубно) атаковал и подбил австро-венгерский самолет-разведчик типа «Aviatik B. II». При вынужденной посадке вражеские летчики попали в плен27.

На следующий день в зону зенитного огня нашей артиллерии попала группа германских самолетов, направлявшаяся в сторону Риги.

21 августа в районе Любешова (на Стоходе) огнем нашей артиллерии был уничтожен неприятельский змейковый аэростат28. 30 августа к северу от г. Двинск в воздушном бою русским летчиком был сбит германский «фоккер», упавший в расположении противника29.

Через день в районе южнее Выгоновского озера (на Огинском канале) прицельной стрельбой артиллерийских расчетов подбит неприятельский аэроплан. Последний совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе. При последующем обстреле летательный аппарат сгорел. Одновременно очередную победу в воздухе записали на свой счет русские военные летчики. Экипаж самолета 11-го авиаотряда истребителей (летчик – хорунжий В.Н. Филиппов и летнаб – подпоручик И.Д. Хризосколео) атаковал неприятельский аппарат, который, «соскользнув на крыло и повернувшись носом, круто пошел вниз»30.

29 августа, выполняя задание по групповой бомбардировке вражеских армейских складов (ст. Еловка), экипаж нашего самолета вступил в воздушный бой с немецким истребителем «фоккер», преградившим дальнейший путь нашей эскадрильи. После непродолжительной схватки летчик-наблюдатель 13-го корпусного авиаотряда поручик В.Н. Кусов «сбил пулеметным огнем неприятельский аэроплан, который упал в районе м. Ней-Гринвалъд, и, очистив себе и остальным «Вуазенам» путь, под губительным артиллерийским огнем противника блестяще выполнил возложенную на него задачу»31.

6 сентября экипаж 19-го корпусного авиационного отряда (летчик – подпоручик Г.В. Башинский и летчик-наблюдатель – поручик Б.А. Губер) в воздухе атаковал неприятельский аэроплан и, «презирая явную опасность, при сближении почти вплотную под обстрелом двух пулеметов противника, метким огнем сбил самолет противника»32.

7 сентября в районе к югу от Риги огнем с земли был сбит неприятельский самолет, упавший в расположении противника33.

Командир 19-го корпусного авиаотряда штабс-ротмистр А.А. Козаков, вступив в бой последовательно с двумя неприятельскими самолетами, заставил их скрыться в западном направлении, «причем один из них ушел с длинной дымовой струей»34.

В конце лета на отдельных участках русско-германского фронта (чаще всего в районе г. Рига и р. Двины) заметно возросла разведывательная активность воздушного противника. 27 августа в районе оз. Дрисвяты немецкая авиация атаковала передовые позиции наших войск. В ходе бомбардировки погиб священник отец Иоаким Седлецкий, исполнявший на передовой свои пасторские обязанности35.

7 сентября в Черном море неприятельские гидросамолеты совершили налеты на наши миноносцы, потопившие ранее в занятом болгарскими войсками румынский порту Бальчик 21 баржу36. На следующий день вражеские аэропланы подвергли бомбардировке г. Констанца. В результате сброшенных бомб пострадали мирные жители37.

В середине сентября на участке Северного фронта к северо-западу от г. Рига нашими наблюдательными постами были отмечены полеты немецких самолетов ранее неизвестной конструкции (4-моторный, схожий с воздушным кораблем «Илья Муромец») с русскими опознавательными знаками. По донесениям наших летчиков, вражеские корабли «представляют собою бимоноплан с размахом (длиной) несущих поверхностей около 15-ти сажен. Летательный аппарат имеет сильно вытянутый нос, на котором и помещаются два тянущих мотора; два толкающих мотора расположены по бокам. На конце хвоста (фюзеляжа) помещается коробчатый бипланный стабилизатор, по которому, следовательно, легко отличить немецкие корабли от наших …»38.

Самолеты сбрасывали бомбы и обстреливали пулеметным огнем наши передовые позиции. По приказанию штаба 12-й армии, ввиду появления немецких аэропланов с русскими опознавательными знаками, нашими летчиками сброшены в расположение немцев прокламации следующего содержания: «К сведению немецких летчиков. В последнее время установлено, что некоторые немецкие аэропланы носят русские опознавательные знаки. Настоящим предупреждаем, что летчики, пользующиеся такими знаками, в случае, если будут взяты в плен, будут считаться шпионами и расстреливаться»39.

24 сентября над г. Зегевольдом (Сигулда) вновь было отмечено появление указанного типа самолета. Позднее он сбросил на ст. Хинценберг (52 км к северо-востоку от Риги) 17 двухпудовых бомб (без особых повреждений для зданий и сооружений). Одновременно противник провел воздушную разведку в районе г. Рига40 и южнее Двинска. В результате зенитного обстрела один из неприятельских летательных аппаратов получил повреждение, задымился и совершил быстрый спуск на территории, занятой противником41.

Ранее, в начале сентября, один из неприятельских экипажей оказался в довольно забавной ситуации. Вот как описывает этот случай корреспондент газеты «Новое Время»: «На днях в окрестностях Луцка опустился вражеский аэроплан. Работавшие в поле крестьяне поспешили в соседнее село, чтобы дать знать находившейся там воинской команде. Когда через некоторое время из села показались крестьяне с солдатами, неприятельские летчики стали спешно готовиться к подъему. Расстояние было значительное, и им, несомненно, удалось бы улететь. Но тут произошел такой неожиданный казус: пасшееся возле стадо коров, испугавшись шума мотора, бросилось во все стороны, причем одна корова, видимо, особенно испугавшаяся, бросилась в направлении к аэроплану, готовому уже подняться, и рогами разбила у него пропеллер. Подъем не мог совершиться и, как летчики, так и летательный аппарат были захвачены подоспевшими солдатами и крестьянами»42.

1 октября в районе южнее г. Рига огнем артиллерии был подбит очередной германский самолет, упавший в неприятельском расположении43. В этом же районе произошел воздушный бой. Военный летчик штабс-капитан Широков (Ширков) атаковал вражеский «Альбатрос» и «заставил его круто снизиться в район германских позиций»44.

Значительную активность авиация противника проявила на отдельных участках Ковельской железной дороги. В то же время во всех случаях появления немецких самолетов-разведчиков над станциями по ним немедленно открывался зенитный артиллерийский огонь45.

5 октября в районе Золотой Липы состоялось сразу шесть воздушных боев. В одном из них командир 7-го авиационного отряда истребителей подпоручик И.А. Орлов (вместе с прапорщиком В.И. Янченко), преследуя неприятельский аэроплан, обстрелял его зажигательными пулями. В результате последний пошел на снижение, «окутанный черным дымом»46, и упал, объятый пламенем.

13 октября в районе Селетина (на р. Сучав, в Лесистых Карпатах) нашим оружейным огнем был сбит аэроплан противника. Летательный аппарат при падении сгорел. Оставшиеся в живых летчик и наблюдатель взяты в плен47.


Примечания:

1 РГВИА. Ф. 4193. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
2 Там же. Ф. 2011. Оп. 1. Д. 102. Л. 78.
3 Там же. Л. 111, 126, 144.
4 Там же. Л. 50.
5 Русский инвалид. 1916. № 178. С. 1.
6 Разведчик, 1916. № 1341. С. 453.
7 Там же. № 175. С. 1.
8 Там же. № 181. С. 1.
9 Там же. С. 5.
10 Там же. № 186. С. 1.
11 Там же. № 236. С. 5.
12 Там же. № 187. С. 1.
13 Там же. № 189. С. 1.
14 Там же. № 190. С. 1.
15 Там же.
16 Там же. № 192. С. 1.
17 Там же. № 194. С. 1.
18 Там же. № 195. С. 3.
19 Там же. С. 1.
20 Там же. № 205. С. 1.
21 Там же. № 206. С. 1
22 Там же. № 209. С. 1.
23 Там же. № 211. С. 1.
24 Там же. № 214. С. 1.
25 Искры. 1917. № 6. С. 43.
26 Русский инвалид. 1916. № 191. С. 1.
27 Искры. 1917. № 27. С. 210.
28 Русский инвалид. 1916. № 212. С. 1.
29 Там же. № 220. С. 1.
30 Там же. № 222. С. 1.
31 Авиаторы – кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914–1918 годов. С. 163.
32 Там же. С. 35, 93.
33 Русский инвалид. 1916. № 228. С. 1.
34 Там же. № 231. С. 1.
35 Там же. № 218. С. 1.
36 Там же. № 230. С. 1.
37 Там же. С. 4.
38 Русское слово. 1916. – 8 октября.
39 Там же. – 21 сентября.
40 Русский инвалид. 1916. № 245. С. 5.
41 Там же. № 246. С. 1.
42 Новое Время. 1916. – 23 сентября.
43 Русский инвалид. 1916. № 250. С. 1.
44 Там же.
45 Там же. С. 3.
46 Там же. № 256. С. 1.
47 Там же. № 262. С. 1.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика