Авиадиспетчер спас целый город

Н.В. Якимович, авиационный психолог, кандидат психологических наук

В сети интернет довольно широко обсуждается радиообмен диспетчера аэродрома г. Усинск 15 ноября 2018 года, когда из-за критически малого остатка топлива пришлось сажать четыре самолета МиГ-31 с боекомплектом на полосу, которую после посадки еще не освободил гражданский самолет. Мы предлагаем анализ ситуации с точки зрения авиационного психолога Н.В. Якимович.

Необычная история, которая произошла в аэропорту города Усинска 15 ноября 2018 года, могла «прогреметь» на всю страну в буквальном смысле слова. Но она закончилась благополучно благодаря действиям, которые предпринял молодой (26 лет) авиадиспетчер данного аэропорта. Имя героя – Плитин Алексей Сергеевич, диспетчер диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП).

Для авиационных психологов анализ произошедшего события интересен с точки зрения резервов человеческой психики, т.к. он дает понимание того, какие стрессовые нагрузки может выдержать мышление человека и не допустить при этом сбоя в работе. А также позволяет оценить роль таких факторов, как молодой возраст и стрессоустойчивость человека, для быстрого поиска правильного решения в экстремальной ситуации. 

15 ноября в 8 часов утра диспетчер ДПСП аэропорта города Усинска готовился к приему одного гражданского самолета – Боинг-735 авиакомпании «ЮТэйр». Диспетчера ДПСП никто не проинформировал о том, что в это время 4 военных самолета МиГ-31, выполнив несколько неудачных заходов на военном аэродроме Воркута при видимости 200 метров, направляются с минимальным остатком топлива на вынужденную посадку на гражданский аэродром в Усинск. После чего началась целая череда неблагоприятных (стрессогенных) факторов в работе авиадиспетчера по управлению воздушным движением.

Первый инцидент случился при приземлении ожидаемого Боинга-735. Из-за состояния ВПП, покрытой изморосью, при нижайшем коэффициенте сцепления 0,3 он не смог освободить полосу по рулежной дорожке и остановился в самом конце ВПП. В этот момент у диспетчера ДПСП запрашивает посадку подлетающий к аэродрому Усинска военный МиГ-31. Диспетчер, следуя инструкции, не дает разрешения на посадку в связи с тем, что полоса занята Боингом. Он просит военного летчика уйти на второй круг. Но тот сообщает, что у него очень мало топлива и он не может выполнить этот маневр.

Перед Алексеем Плитиным возникает серьезная проблема: согласно правилам УВД, он не должен разрешать посадку на занятую полосу и несет за это персональную ответственность, но если он не разрешит посадку, тогда военный самолет с боекомплектом всё равно упадет, но только на город, ведь у него практически не осталось топлива. Взвесив по степени опасности два возможных способа решения проблемы, молодой диспетчер проявляет гибкость и смелость мышления – он выбирает менее трагичный исход событий, т.е. вариант с посадкой военного самолета на ВПП.

Подробно здесь  http://aviasafety.ru/32802/
 
Валерий Шелковников
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика