Повезло с кукурузным полем, повезло со строящейся полосой. Повезет ли еще раз?

Возвращаясь к серьезному инциденту с самолетомИрАэро в Домодедове, понимаешь, что всем тем, кто находился на борту Суперджета, колоссально повезло. Как и в Жуковском, когда экипаж Уральских авиалиний в сложнейшей обстановке смог посадить взлетавший аэробус на кукурузное поле. И осознаёшь, что мастерства пилотов вряд ли бы хватило, если бы вместо кукурузного поля оказалась застройка, как недавно в Алма-Ате.

Летевшим в Москву из Сабетты повезло в том, что на строящейся полосе не оказалось техники и людей – как, например, в Омске в 1984 году, когда Ту-154 по разрешению сонного диспетчера выполнил посадку на полосу, занятую работавшей на ней техникой. Тогда в результате пожара погибли 174 из 179-ти находившихся на борту и еще 4 человека на земле.

Такие серьезные инциденты с пассажирскими самолетами, как домодедовский, признаны ИКАО в качестве одной из пяти самых серьезных угроз для безопасности полетов. И происходят они довольно часто.

Например, за 2017-18 годы в США было зарегистрировано 596 случаев использования для взлета или посадки “не той” полосы. Да, 85% этих случаев “дала” авиация общего назначения, но и оставшиеся 15% на все другие виды авиации – это тоже немало. Подавляющее большинство инцидентов (89%) произошло в светлое время суток, и 75% инцидентов произошло там, где полосы и/или рулежные дорожки расположены параллельно друг другу.

Основных причин таких ошибок, в общем и целом, – две. Одна из них – это потеря ситуационной осведомленности, а именно, ошибочное предположение экипажа о реальном местонахождении воздушного судна. Вторая – особенности расположения взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек в границах аэродрома.

Эти причины могут еще более усложняться из-за ограничивающих видимость погодных условий, отсутствия необходимой и ясно видимой в любое время суток маркировки закрытия ВПП, недостаточного изучения соответствующих НОТАМов экипажами, отсутствием предупреждения со стороны диспетчера о реальном местонахождении ВС, неточных формулировок при ведении радиосвязи, несовершенстве технологий работы аэродрома и т.д.

Для того, чтобы минимизировать риски возможного использования закрытых или строящихся полос, существует множество защитных “барьеров”. В ИКАО опубликован Документ 9870 под названием “Руководство по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП”. (Сразу оговоримся, что “incursion” и “выезд” – это пример неправильного перевода на русский язык. И нахождение человека или животного на ВПП – это по-английски “runway incursion”, что, согласитесь, с “выездом” ничего общего не имеет). Но тем не менее, в главе 3 этого документа говорится о внедрении программы предотвращения несанкционированных занятий ВПП. В частности:

Подробно здесь  http://aviasafety.ru/31543/
+++++++++++++++++++++++++++++

Вспомним некоторые  Постулаты безопасности:

Каждый серьезный инцидент отличается от катастрофы только исходом!
Если он произошел, бросайте все и, засучив рукава, расследуйте его как несостоявшуюся катастрофу с созданием комиссий и подкомиссий. При расследовании серьезных инцидентов могут быть выявлены те же аварийные факторы, что и при катастрофах; они являются обширным источником информации об аварийных факторах. Главным преимуществом является то, что живы участники событий!

Участие психологов в расследовании катастроф и серьезных инцидентов является обязательным условием.

Зачастую люди сами не знают, почему они поступили так, а не иначе. ( Смотреть. Без психологов не обойтись! И не только в аэронавигационной системе     http://aviasafety.ru/22705/)
 
Должно быть широкое участие общественных, профессиональных организаций в расследовании катастроф и серьезных инцидентов, а также в подготовке наиболее важных документов по безопасности.
Несмотря на постоянные коллизии, происходящие между чиновниками, работодателями, профессионалы, входящие в общественные и профсоюзные объединения, обладают широкими специализированными знаниями в конкретных областях деятельности и могут оказывать огромную помощь в определении и устранении факторов, угрожающих безопасности.
 
Не будут приняты во внимание   мировые Постулаты безопасности при проведении расследования данного серьезного инцидента — жди беды в будущем!
 
 

Валерий Шелковников
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика