Применение удаленных КДП: зарубежный опыт и перспективы в РФ, позиция МКАА «Безопасность полётов»

15 12 2019

Индикатор безопасности полетов мировой авиации, сентябрь 2019 года, раздел «Шаги к безопасности» http://aviasafety.ru/28124/)

 

По сообщению Госкорпорации по ОрВД Российской Федерации от 18 сентября 2019 года, в рамках деловой программы МАКС–2019 Росавиацией был организован круглый стол на тему: «Применение удаленных командно-диспетчерских пунктов, зарубежный опыт и перспективы внедрения в Российской Федерации».

В числе приглашенных участников на данном мероприятии присутствовали представители Минтранса России, филиала «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА, АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «ВНИИРА», АО «Азимут», АО «Концерн «МАНС», ООО «Фирма «НИТА».

В работе круглого стола приняла участие делегация ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» во главе с заместителем генерального директора Юрием Токаревым.

Участники данного мероприятия представили доклады, освещающие вопросы нормативно-правового регулирования применения удаленных КДП в Российской Федерации (Минтранс России), зарубежный опыт внедрения удаленных КДП и состояние разработок отечественных технических средств, обеспечивающих ОВД с удаленных командно-диспетчерских пунктов (АО «Концерн «МАНС»), проблемные вопросы при использовании линий передачи данных при внедрении удаленных командно-диспетчерских пунктов и пути их решения (АО «ВНИИРА»).

Представители ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представили два доклада, это: «Повышение эффективности аэронавигационного обслуживания при внедрении цифровых удаленных вышек (Иван Гаунин, начальник отдела инспектирования филиала «Аэронавигация Центральной Сибири») и «Основные подходы к внедрению удаленного видеонаблюдения (Сергей Москвичев, главный специалист отдела ОрВД генеральной дирекции).

В ходе дискуссии по результатам докладов состоялся конструктивный и открытый обмен мнениями по вопросам применения оборудования систем визуального наблюдения и необходимости применения дистанционного обслуживания воздушного движения в России.

Представители генеральной дирекции довели до сведения участников круглого стола информацию о том, что проектом долгосрочной программы развития Предприятия до 2030 года предусмотрены мероприятия по внедрению дистанционного ОВД в России, включающие в себя:

  • разработку эксплуатационной концепции дистанционного ОВД на аэродромах Российской Федерации;
  • тестовое внедрение дистанционного ОВД на выбранном пилотном аэродроме;
  • разработку предложений по внесению изменений и дополнений в нормативную правовую базу;
  • разработку плана перехода на дистанционное ОВД на выбранных аэродромах.

План перехода на дистанционное ОВД будет разрабатываться с учетом результатов реализации пилотного проекта и после разработки порядка определения оптимального уровня ОВД на аэродромах Российской Федерации.

Программой развития также предусмотрены мероприятия по определению критериев внедрения технологии дистанционного ОВД на аэродромах России, разработке соответствующей бизнес-модели и определению потенциальных рисков от внедрения удаленных КДП применительно к российским условиям.

Одновременно, в Предприятии организована работа по внедрению так называемых элементов системы визуального наблюдения на пилотном аэродроме (Новосибирск). Данная технология позволит улучшить ситуационную осведомленность диспетчерского состава за движением ВС на перроне и рулежных дорожках аэродрома. Реализация проекта намечена уже на 2020 год.

Позиция Президента Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов» на предложения одного из докладчиков на эту важнейшую для страны тему:

Подробно ознакомился с докладом Гуанина И.Н. «Повышение эффективности аэронавигационного обслуживания при внедрении цифровых удаленных вышек» и пришел к выводу, что ее актуальность обусловлена необходимостью безусловного выполнения в Аэронавигационной системе Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 260-ФЗ, дополнившего Воздушный кодекс важнейшей поправкой 24.1 в вопросе о Системе управления безопасностью полетов.

Отныне, реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов должна обеспечиваться в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Работа по совершенствованию организации обслуживания воздушного движения, в стране с огромным воздушным пространством, позволит ликвидировать отставание Российской Федерации по темпам ввода перспективных технических средств и технологий, предусмотренных Глобальным Аэронавигационным планом ИКАО, обеспечит интеграцию российской системы с европейской и мировой системами.

Мир активно внедряет данные технологии.

Внедрение цифровых удаленных вышек улучшит эффективность аэронавигационного обслуживания, повысит безопасность полетов, обеспечит значительную экономию ресурсов в авиационной отрасли, повысит конкурентоспособность аэропортов.

Предложенная концепция «Цифровых удалённых вышек» позволит крупным аэропортам расширяться, а небольшим аэропортам оставаться открытыми круглосуточно.

Эта работа должны быть использована и другими соответствующими министерствами и ведомствами в рамках Единой Системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и концепции воздушно-космической обороны, предусматривающей полномасштабное развертывание единой Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП), учитывая, что Аэронавигационная системы, является важной составной частью защиты национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и контроля воздушного пространства.

При дальнейшем, при внедрении работы, следует принять во внимание доклад 11 апреля 2019 года Председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу совершенствования Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, в соответствии с Военной доктриной, утвержденной Президентом РФ в интересах обеспечения обороны, интеграции в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

В свете этого доклада, предложенные идеи Гауниным И.Н. являются актуальными и необходимыми для дальнейшего широкого практического применения (фрагмент заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности).

В.Шелковников,
президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»,
лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов,
член Всемирного фонда безопасности полетов,
член Совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при Правительстве Российской Федерации.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика