О выполнении Государственной программы по безопасности полетов в РФ в области «человеческого фактора»

31 08 2019

 

 

 

Председателю Экспертного совете в области гражданской авиации России

Заслуженному пилоту СССР

Терещенко М.М.

 Уважаемый Михаил Михаилович,

Известный авиационный психолог, член группы по «человеческому фактору» Экспертного совета в области гражданской авиации России   Якимович Надежда Владимировна  подняла актуальный вопрос

Нужна ли нам авиационная психология? – Ответы на вопросы

http://aviasafety.ru/26515/

Эту тему поддержала  авиационный психолог, к.п.н., старший научный сотрудник  Научно-исследовательского  испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики Центрального НИИ ВВС Министерства обороны РФ

Алексеенко Мария Сергеевна

Нужна ли нам авиационная психология? – Ответы на вопросы

http://aviasafety.ru/26768/

Пьющие пилоты: как решать проблему?

http://aviasafety.ru/26714/

Развил тему доктор медицинских наук, профессор, член Экспертного совета в области гражданской авиации  России, член Совета Общества расследователей авиационных происшествий Козлов Валерий Владимирович

Психология героизма

http://aviasafety.ru/26778/

 

Озабоченность профессионалов в области авиационной психологии, говорит о существующем в авиации серьезном факторе опасности.

В целях снижения авиационных происшествий по  «человеческому фактору» и повышения безопасности полетов — авиационные психологи, которые входят в группу по «человеческому фактору» Экспертного совета в области гражданской авиации России, предлагают разработать на общественных началах  Федеральную Целевую Программу (ФЦП):

«Мероприятия по повышению надежности «человеческого фактора» в гражданской авиации РФ».

В дальнейшем, ФЦП должна предусматривать выполнение научно-прикладных  разработок в течение ряда лет на средства, выделяемые в рамках Государственной отраслевой поддержки, и включать следующие направления работ:

1) Модернизация системы профессионально–психологического отбора летного и диспетчерского состава (создание или закупка новых компьютерных батарей тестов для профотбора, проведение массовых обследований  кандидатов на летное и диспетчерское обучение, расчет статистических норм для оценки результатов методик в виде прогностических баллов, верификация прогнозов обучения, получаемых по новым методикам, путем сопоставления с объективными показателями успешности/неуспешности летной и диспетчерской деятельности);

2)  Совершенствование методов психологического тестирования при врачебно-летной экспертизе летного и диспетчерского состава (дополнение и компьютеризация имеющегося набора бланковых  методик для психологического тестирования при ВЛЭ, массовые обследования работающих лиц летного и диспетчерского состава, расчет статистических норм для оценки результатов с разделением их на возрастные группы, верификация правильности заключений);

3) Разработка методов выявления психических состояний у пилотов и диспетчеров в опасных полетных ситуациях при расследовании авиационных происшествий на основе анализа записей речевого регистратора полета (разработка методики составления «портрета» психического состояния у пилотов или диспетчеров посредством анализа акустических и семантических особенностей их речи в полете,  сбор статистики тех случаев, когда при совершении ошибочных действий присутствовали неблагоприятные психические состояния, которые неизбежно приводили к  нарушениям в работе мозга, вследствие чего  появлялись ошибки в профессиональной деятельности авиаспециалистов);

4)  Создание методики для экспресс-проверки психических состояний у пилотов на предполетном медицинском контроле и у диспетчеров на предсменном медицинском контроле (создание короткого компьютерного теста, проверяющего наличие у авиаспециалиста какого-либо неблагоприятного психического состояния перед началом работы: состояния опьянения, похмелья, стресса, депрессии, накопленного утомления, астении, — при которых нарушается работоспособность мозга и появляется  риск совершения ошибок в профессиональной деятельности, верификация правильности заключений путем выборочных проверок на предполетном/предсменном контроле).

Предложения подготовлены в соответствии с требованием  Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной Правительство РФ 6 мая 2008 года № 641-р, где говориться о необходимости разработки Федеральных целевых программ по приоритетным направлениям повышения безопасности полетов. ( пункт 6 )

  1. 6. Формирование научно-теоретических и методических основ предотвращения авиационных происшествий и анализа эффективности принятых профилактических мероприятий.

Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на ИНИЦИИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА  и авиационных технологий. 

В Приложении к Государственной программе обеспечения безопасности полетов был представлен План мероприятий, в котором  предусмотрены следующие направления:

П. 36. Разработка и определение порядка внедрения методов и технических средств контроля функционального состояния и поддержки работоспособности членов летного экипажа в процессе полета   (акты Минтранса России 2008 — 2015 г.г.)

П. 86. Создание научно-методического центра медицинского обеспечения полетов гражданской авиации, изучения условий профессиональной деятельности авиационных специалистов и их влияния на работоспособность и здоровье (акты Росавиации, Минтранса России 2009 г.)

Учитывая состояние дел в области «Человеческого фактора», руководствуясь Положением об Экспертном совете, предлагаю  представить от имени Совета предложения руководству отрасли в План НИР перечисленных профессионалами тем, иначе Госпрограмма по безопасности полетов будет, своего рода, профанацией.

P.S. Как Вам хорошо известно, что в МГА СССР роли авиационного  психолога уделялось повышенное внимание

          Без психологов не обойтись! И не только в аэронавигационной системе

http://aviasafety.ru/22705/

 

Валерий Шелковников,
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»
Член Экспертного совете в области гражданской авиации России

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

www.aviasafety.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика