Бе-200: третье пришествие – как феникс из пепла

Явкин Александр Васильевич,
Главный конструктор Бе-200 (1992-2016),
генеральный директор Российско-Европейской консалтинговой компании «РЕК Аэроспейс»

Секреты выживаемости проекта самолета-амфибии Бе-200

В период проведения авиакосмического салона в Ле Бурже-2019 заметным событием стало сообщение о согласовании американской компанией Seaplane Global Air Services (SGAS) и ТАНТК им. Г.М. Бериева проекта контракта на поставку 10 самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Поставки российского самолета-амфибии американской компании намечены на 2020-2021 годы.

История планируемой сделки берет свое начало в марте 2010 года, когда во время демонстрации Бе-200ЧС в Калифорнии, состоявшейся в процессе перелета самолета Бе-200ЧС в Венесуэлу для демонстрации на предстоявшей тогда встрече Президента РФ Путина В.В. с Уго Чавесом, был подписан первоначальный контракт на поставку самолётов Бе-200. Контракт был подписан с американской стороны Дэвидом Баскеттом, тогда, президентом компании ITT International, организовавшим теплый прием российской команде в аэропорту города Санта Мария. С российской стороны контракт подписал генеральный директор ТАНТК имени Г.М. Бериева Кобзев В.А. Реализация подписанного контракта для Дэвида Баскетта, ветерана американской авиации и стойкого сторонника развития дружественных бизнес-отношений между Россией и США (в частности, в марте 2018 года он опубликовал статью в калифорнийской газете под названием «Россия, русские – друзья США») стало постоянной целью на десятилетие.

Главным юридическим препятствием для реализации контракта было и все ещё остаётся ущербное для России положение Двустороннего межгосударственного РФ – США соглашения в области безопасности полётов (BASA) от 1998 года, препятствующее приему заявок на сертификацию российской авиационной техники со стороны FAA (США). На этой странице много написано об этом шлагбауме на пути продвижения российской авиационной техники на американский рынок, а также о действиях, предпринимаемых по его устранению. В частности, можно прочитать и о том, как 25 февраля 2014 года, представляя Бе-200 на организованном, в значительной мере, Дэвидом Баскеттом совещании в штаб-квартире FAA в Вашингтоне, Дэвид и я совместно, нашли понимание путей решения проблемы с экспертами сертификационной службы FAA, возглавляемой в то время Дорендой Бэйкер. К сожалению, подготовленное мною по результатам совещания письмо с обоснованием не смогло пробиться через бюрократические коридоры АР МАК.

Тем не менее, процесс продвижения контракта никогда не останавливался. Я должен отметить, что продвижение сложных сделок, как правило, занимает достаточно много времени. Например, первый мой визит с командой в Индию для обсуждения контракта по поставке 3-х самолетов РЛДН А-50Э состоялся в декабре 1996 года, а успешное подписание контракта при непрекращающихся переговорах состоялось только в марте 2004 года.

Значительным шагом по продвижению контракта по поставке Бе-200 в США стало предпринятое по моей инициативе объединение команды Дэвида Баскетта с командой компании Airbus, которая принимала активное участие в валидации самолета-амфибии Бе-200ЧС-Е, а также его европейского варианта Бе-200Е, в рамках учрежденной в г. Тулуза компании БИСП (Beriev Irkut Seaplane), а также с командой совместной компании EADS-Irkut, занимавшейся продвижением самолета Бе-200ЧС-Е на зарубежные рынки вплоть до поступления предложения в 2007 году от президента компании Иркут по «замораживанию» деятельности этой компании до возобновления серийного производства самолетов Бе-200ЧС в Таганроге. Как известно, это событие произошло только через 10 лет, в 2017 году.

Корпорация Airbus сохраняла еще несколько лет за одним из своих руководителей, Патриком Массарди, совмещение поста президента «замороженного» СП «EADS-Irkut» со своей основной работе в Airbus в надежде, что российская сторона вернется к вопросу профессионального маркетинга Бе-200ЧС-Е на мировом рынке. Потом, пришло требование уже от «ОАК» о закрытии СП «EADS-Irkut», и Патрик Массарди, как и я, стал волонтером по продвижению контракта по Бе-200.

В сентябре 2015 года на базе Торгового представительства РФ в Вашингтоне состоялось совещание американских, европейских и российских лиц, заинтересованных в реализации контракта по продвижению Бе-200 в США и другие мировые рынки. В совещании приняли участие Дэвид Баскет, Патрик Массарди с командами, сотрудники российского торгпредства и я (дистанционно, по Skype). Подготовленные детальные документы по реализации контракта были направлены в секретариат вице-премьера Рогозина О.Д. с сопроводительным письмом, подписанным Торгпредом РФ Стадником. Дополнительно, Дэвид Баскетт направил через посла РФ в США письмо на имя Президента РФ Путина В.В.

Со своей стороны, я распространил копии документов во все возможные инстанции, результатом чего стал «праведный» гнев на голову нарушителя покоя.
Позитивным итогом предпринятых действий стало учреждение Дэвидом Баскеттом новой компании Seaplane Global Air Service (SGAS) в виде акционерного общества, доли в капитале которой могут быть приобретены заинтересованными в реализации проекта физическими и юридическими лицами, включая российские. Мы, инициаторы, помогли Дэвиду Баскетту в отработке документов компании. Президентом компании, по согласованию с руководством Airbus, был избран Патрик Массарди. С его назначением, компания может опираться на широкие возможности Airbus.

Пока происходили все эти процессы, в ТАНТК имени Г.М. Бериева менялись руководители – один за другим, свои посты покинули Кобзев В.А. и Гаривадский И.Б. В декабре 2015 года руководителем предприятия был назначен Грудинин Ю.В. Начав с расчистки, по его мнению, завалов и, предпочитая начинать все с чистого листа, тем не менее, чем через год Юрий Владимирович вник в существование процесса продвижения контракта, и на выставке «Гидроавиасалон-2016» нашел время встретиться с Дэвидом Баскеттом. На следующем «Гидроавиасалоне-2018» контракт был переподписан с установкой на самолете двигателе SAM-146. После принятого в конце 2018 года решения, что данный двигатель на Бе-200 устанавливаться не будет, контракт был разорван.

И вот, новое соглашение, уже в третий раз, подписано в Ле Бурже. Символично, что подписано оно, на этой самой важной в мире авиационно-космической выставке, где Бе-200 был продемонстрирован миру впервые 20 лет назад, именно во Франции представителем Airbus, являющимся по совместительству президентом компании, зарегистрированной в США, а с российской стороны, руководителем российской компании, недавно выдвинутым на один из самых высоких постов в российской авиапромышленности. И это, многое значит в наше напряженное время политических санкций.
Конечно, это еще не повод для эйфории.

На пути реализации контракта, существуют и даже нарастают юридические препятствия, связанные с тем, что российская сертификационная система в недостаточной степени, мягко выражаясь, гармонизирована с системами, по которым работают EASA и FAA, с тем, что управление проектами в наших компаниях и квалификация персонала оставляют желать лучшего. Мотивация работников недостаточна и т.д. и т.п. Но подписание соглашения – хороший повод для преобразований в лучшую сторону.

В 1996 году мы, после пятимесячного перерыва в выплате зарплаты и потери половины состава, находились в удручающем положении. Но, объединив все силы, опираясь на процессы, используемые заказчиком (израильской компанией IAI), мы справились с выполнением сложнейшего контракта по разработке, изготовлению и поставке самолета РЛДН «АИ» в заданные сроки и с приемлемым заказчиком качеством. ТАНТК имени Г.М. Бериева был не только спасен, но и вырос в технических и организационных отношениях.

Базой для нашей победы стали тщательные отработка положений контракта в строгом соответствии с нашими и не нашими требованиями, использование передовых технологий (чего только стоит создание электронного макета, насыщенного всеми системами и блоками «гриба» диаметром в 11.5 метров с точностью, которой, по мнению заказчика, не было в то время у компании Боинг), новые процессы разработки и планирования, а также подходы к мотивации сотрудников.

По моему мнению, справиться с поставленной задачей сложно, но, в принципе, можно.

На фото: слева-направо, президент компании SGAS Патрик Массарди, генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Юрий Грудинин и председатель совета директоров компании SGAS Дэвид Баскетт.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика