Неблагоприятные психические состояния у пилотов в полете как причина авиационных катастроф

Якимович Надежда Владимировна, авиационный психолог, к.п.н.

Обратимся к статистике авиационных катастроф, которые произошли в гражданской авиации за последние 12 лет, и посмотрим, какие из них оказались связанными с неблагоприятными психическими состояниями.

К числу неблагоприятных психических состояний, которые могут развиться у пилотов в процессе полета и привести к отклонениям в работе их мозговых функций, относятся следующие состояния: доминантное состояние, стресс, алкогольное опьянение, накопленное утомление, депрессивное состояние и другие.

По крайней мере, 7 авиационных катастроф, случившихся за последнее десятилетие, были обусловлены ошибочными действиями пилотов, которые были совершены ими на фоне неблагоприятных психических состояний. Рассмотрим эти случаи более подробно.

1-я катастрофа – она связана с доминантным состоянием. В марте 2007 года самолет Ту-134 заходил на посадку в аэропорту города Самары. Диспетчер посадки разрешил выполнять посадку экипажу этого самолета. Однако очень неожиданно со стороны Волги буквально нахлынул сильный туман. Командир самолета, предполагая, что туман неплотный и высокий, понадеялся разглядеть ориентиры взлетно-посадочной полосы по мере снижения самолета по глиссаде. Он снизился до высоты 60 метров, но ничего не смог увидеть и с этой высоты. Причем сильно увлекшись поиском наземных ориентиров, он перестал контролировать другие параметры полета. Вертикальная скорость снижения была при этом достаточно большая – 7-8 метров в секунду, режим работы двигателей тоже не соответствовал посадочному режиму.

Второй пилот, не получив команды к пилотированию, бездействовал и ждал указаний от КВС. Но командир в последние 10 секунд полета перешел в доминантное состояние и не мог оторвать свой взгляд от поиска наземных ориентиров. Он проигнорировал сигнал о прохождении высоты принятия решения и сигнал об опасном сближении с землей. В итоге самолет на большой скорости врезался в грунт в стороне от взлетно-посадочной полосы. Часть пассажиров погибла, другая часть была сильно покалечена.

Название «доминантное состояние» появилось сначала в военной авиации, поскольку военным летчикам чаще приходится выполнять посадку в плохих метеоусловиях. Это название отражает в себе так называемый феномен «доминанты» в работе головного мозга, который открыл психофизиолог А.А. Ухтомский. Суть данного феномена заключается в том, что при слишком большой концентрации активности в одной зоне мозга этот очаг возбуждения начинает восприниматься мозгом как самый важный, т.е. как доминантный очаг возбуждения. И чтобы не мешать его работе, мозг старается заглушить и затормозить работу других своих зон. В результате этого человек работает только с одним объектом внимания и не воспринимает никакую другую информацию, поскольку она блокируется мозгом для входа в сознание человека. По этой причине пилот, находясь в доминантном состоянии, следит лишь за одной важной целью и не контролирует остальные параметры полета, не замечая даже громкое звучание аварийных сигнализаций.

Как отмечают психофизиологии, человек может самостоятельно выйти из доминантного состояния только в том случае, когда достигнет искомой цели, т.е. обнаружит нужный ему сигнал. По этой причине появление доминантного состояния у пилота на последних метрах полета, приводит, как правило, к тому, что он замечает землю в самые последние секунды полета, но уже не успевает выполнить никакой маневр – в итоге самолет врезается в землю на большой скорости.

Подробно здесь  http://aviasafety.ru/23976/
 

Валерий Шелковников
Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»
Член  Всемирного фонда безопасности полетов

Моб +7(916)130-08-64
valeriy.shelkovnikov@gmail.com

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика