V МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ АВИАКОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.Филипенков

 

Сергей Филипенков,  редактор журнала «Авиапанорама»,  кандидат медицинских наук

Международная неделя авиакосмических технологий «Aerospace Science Week» (ASW) с большим успехом прошла с 20 по 23 ноября во Дворце культуры и техники Московского авиационного института. В рамках мероприятий ASW наиболее значимым событием для студентов, аспирантов и преподавателей национального исследовательского университета МАИ стали 17-я Международная конференция «Авиация и космонавтика», Корейско-российский аэрокосмический форум «The 2nd Korea-Russia Aero-Space Workshop» и пленарная дискуссия «Аэрокосмические технологии в обеспечении задач по связанности территории Российской Федерации». Ее участниками стали: ректор МАИ и руководитель Совета по приоритету научно-технологического развития России «Связанность территории» Михаил Погосян; первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьев; генеральный директор АО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский; заместитель директора Института космических исследований РАН Евгений Лупян. Неделя ASW проводилась при поддержке Федерального космического агентства, Объединенной авиастроительной корпорации, Министерства образования и науки. Программный оргкомитет возглавил проректор МАИ по научной работе Юрий Равикович.

V Международная неделя авиакосмических технологий стартовала рано утром с конкурса молодых ученых. Дворец культуры и техники Московского авиационного института (ДКиТ МАИ) с утра 20 ноября уже был заполнен финалистами 10-го Всероссийского межотраслевого молодежного конкурса научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики». На юбилейный конкурс было представлено более 250 научных работ из 49 городов России. Всего за прошедшие 10 лет ежегодного проведения конкурса талантливой молодежи эксперты рассмотрели более 2500 проектов и заслушали более 900 работ, причем более 300 статей конкурса было опубликовано в журналах «Труды МАИ» и «Вестник Московского авиационного института». На стендах холла ДКиТ МАИ участники развесили свои проектные плакаты и защищали их перед экспертной комиссией, в которую вошли ведущие специалисты МАИ и представители предприятий промышленности.

Конкурс проводился по следующим направлениям: 1) Авиационные системы; 2) Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки; 3) Системы управления, информатика и электроэнергетика; 4) Информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем; 5) Ракетные и космические системы; 6) Робототехника, интеллектуальные системы и авиационное вооружение; 7) Математические методы в аэрокосмической науке и технике; 8) Новые материалы и производственные технологии в области авиационной и ракетно-космической техники; 9) Экономика и менеджмент предприятий аэрокосмического комплекса. По всем этим направлениям молодые ученые и инженеры представляли свои прорывные проекты разработок новейшей авиационной и космической техники страны.

Официальная часть V Международной недели авиакосмических технологий «Aerospace Science Week» началась вступительным докладом ректора МАИ академика РАН Михаила Аслановича Погосяна, который рассказал о научной стратегии и задачах обеспечения связанности территории страны, направленных на повышение мобильности населения и расширения доступности социальных услуг. Совет РАН по приоритету «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики», который возглавляет М.А. Погосян, в этом году начал свою работу.

В своем докладе М.А. Погосян отметил, что связанность территорий является средством решения двух стратегических задач: преодоления внутренних социально-экономических диспропорций и укрепления внешнеэкономических и внешнеполитических позиций России. Он рассказал о формировании комплексной научно-технологической программы (КНТП) «Связанность территорий», концепцию которой Совет по приоритету одобрил 17 октября. Перечисляя основные направления реализации программы, академик уделил особое внимание комплексному прогнозированию и моделированию развития территорий, включая построение оптимальных транспортных моделей на базе современных математических алгоритмов, программных продуктов и вычислительных центров. «Коммуникации должны планироваться как единый комплекс геолокации, навигации, транспортно-логистических схем, инфраструктуры и средств передвижения новых поколений», ― отметил М.А. Погосян.

Ректор также сообщил о современных приоритетах развития авиационной науки в контексте решения поставленных задач обеспечения связанности территории. Кроме того, ректор рассказал о том, как сегодня строится образовательный и научный процесс в национальном исследовательском университете МАИ для того, чтобы соответствовать глобальным вызовам. «МАИ адаптирует учебные программы под перспективные требования, сегодня мы готовим кадры под новые услуги, новые продукты, новые технологии, – сообщил М.А. Погосян. – Обучение становится все более и более персонифицированным: современная система подготовки позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории для студентов». Ректор МАИ особо отметил, что одной из основных задач сегодня является комплексное решение проблем авиапрома Росссии. «XXI век – это век интеграторов, и наше мероприятие направлено на то, чтобы объединить усилия, направленные на решение задач обеспечения связанности территории», – подчеркнул М.А. Погосян.

В Стратегии научно-технологического развития (НТР) определены стоящие перед страной большие вызовы, под которыми понимается совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов. В соответствии с большими вызовами в настоящее время сформулированы семь приоритетных направлений НТР, по каждому из которых создан соответствующий Совет в РАН.

Главной задачей Совета по НТР является формирование и отбор комплексных программ и проектов полного инновационного цикла. Там, где простая концентрация ресурсов не приводит к успешному решению проблемы, нужны нетривиальные решения, которые должна предложить наука, и необходимо разработать для их воплощения в жизнь комплексные научно-технические программы и проекты. Ректор МАИ сообщил участникам конференции новую информацию по приоритетным направлениям развития технологий для реализации стратегии. М.А. Погосян рассказал собравшимся о новых подходах к аэродинамике, которые могут реализовываться за счет использования бионического дизайна. Такие конструкции изготавливаются методом 3D-печати из инновационных материалов, активно разрабатываемых специалистами МАИ и других научно-исследовательских институтов страны.

Говоря о технологических направлениях развития авиационного двигателестроения, М.А. Погосян обратил внимание на перспективные малошумные силовые установки, при производстве которых широко применяются аддитивные технологии и новые материалы.

Также в докладе М.А. Погосяна были обозначены перспективы развития информационных систем с использованием искусственного интеллекта и других наиболее актуальных IT-разработок программ математического моделирования как новой среды проектирования и испытаний авиационной техники, чему посвящен двухдневный хакатон «Aerospace hackathon 2018».

О роли исследований космоса и проблемах пилотируемой космонавтики сделал доклад первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем академик РАН, летчик-космонавт Владимир Алексеевич Соловьев. Он обратил внимание слушателей на то, что 22 ноября, ровно 20 лет назад, начал свою жизнь самый большой в мире орбитальный космический комплекс. Однако только со 2-го ноября 2000 года международная космическая станция (МКС) начала свою работу в пилотируемом режиме. В состав первой долговременной экспедиции на станцию (МКС-1) вошли российские космонавты Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко, американский астронавт Уильям Шепард.

Сейчас МКС представляет собой крупнейший международный проект, в создании которого приняли участие 14 стран мира. На МКС нет государственных границ между сегментами разных стран, потому станцию можно назвать объединяющим и связующим страны проектом, стирающим разногласия между политическими державами во имя достижения общей цели – покорения космического пространства. Сейчас на борту МКС находится космонавт Сергей Прокопьев (Роскосмос) и два астронавта: Серина Ауньен-Ченселлор (NASA) и Александр Герст (ЕКА). Было также рассказано о планируемом завершении строительства российского сегмента МКС (см. Что будет после МКС и другие актуальные темы,«Авиапанорама» №1-2018), в состав которого должны войти еще три модуля. Докладчик также отметил, что снабжение МКС в ближайшей перспективе будет осуществляться с помощью нового транспортного корабля повышенной грузоподъемности, который сможет доставлять на орбиту три с половиной тонны полезной нагрузки.

В своем выступлении В.А. Соловьев обратил внимание собравшихся на роль, которую космическая навигация и дистанционное зондирование Земли (с борта МКС) играют в обеспечении связанности территории России. Ключевыми тенденциями развития ракетно-космической промышленности В.А. Соловьев назвал не пилотируемую космонавтику, а увеличение количества космических аппаратов в российской космической группировке, создание многоспутниковых систем с возможностью их обслуживания на низких околоземных орбитах с помощью периодически посещаемых космонавтами пилотируемых платформ и расширение круга космических исследований в дальнем космосе с помощью автоматов.  Космонавтика, безусловно, важна для обеспечения связанности и доступности территории страны для освоения природных богатств России. «Есть три следующих глобальных направления: 1) улучшение жизни на Земле, 2) освоение новых технологий, 3) поиск любых форм жизни за пределами планеты Земля», – сказал в заключении своего выступления докладчик.

Генеральный директор АО «Аэрокомпозит» Анатолий Иосифович Гайданский рассказал собравшимся о применении композиционных материалов при создании отечественной линейки среднемагистральных самолетов МС-21 и дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929, проектируемого совместно с КНР. Это обстоятельство в ближайшие годы приведет к радикальной смене подходов к проектированию крыла и фюзеляжа воздушных судов.

«Наши главные проекты сегодня – это МС-21 и CR929 – где применение композитных материалов является ключевым аспектом, – ­рассказал А.И. Гайданский. При переходе к анизотропным материалам, таким как композитные, мы можем изменить подход к проектированию и использовать композиты для наделения конструкций различными прочностными характеристиками в различных зонах».

В сверхзвуковых пассажирских самолетах будущего и беспилотных летательных аппаратах различного назначения применение композитов также является ключевым фактором, который именно сейчас позволит АО «Аэрокомпозит» реализовать революционный скачок. «Тот, кто научится использовать лучшие свойства композитов и сможет создать эффективные конструкции, получит колоссальное преимущество», – заключил свое сообщение Гайданский.

Заключительный доклад пленарной дискуссии сделал заместитель директора Института космических исследований РАН Евгений Аркадьевич Лупян, сообщивший аудитории, что реальной экономически обоснованной альтернативы спутниковому наблюдению нет и в ближайшее время не будет. «Чтобы управлять страной, нужно знать, что в стране происходит. Невозможно получить однородную оперативную информацию, не имея унифицированной системы наблюдения», – заметил зам. директора ИКИ РАН. По словам Е.А. Лупяна, именно обеспечение информационной связанности территории России за счет использования систем ДЗЗ с развитием существующих и созданием новых специализированных информационных систем заложит технологическую основу для получения объективной оперативной информации по всей территории страны.

По окончании докладов участники в формате свободного общения с участием в качестве модератора руководителя Дирекции перспективных образовательных программ МАИ Дмитрия Кайсина продолжили диалог по таким актуальным вопросам, как решение поставленной Президентом РФ задачи по обеспечению вхождения России в топ-5 крупнейших экономик мира, встраиванию страны в международные транспортные системы и перспективы международного сотрудничества в области связанности территорий. Также участники дискуссии по просьбе модератора откровенно рассказали о «науке для души» – о том, чем они хотели заниматься творчески в настоящее время и какие направления научных исследований кажутся им наиболее перспективными и интересными на сегодняшний день.

Ректор МАИ М.А. Погосян сообщил, что ему была интересна проектная работа и организация производства во время работы генеральным конструктором АО «Сухой» – и при создании исследовательской платформы с обратной стреловидностью крыла (Су-47) для отработки конструктивных элементов самолета пятого поколения, и при создании гражданского воздушного судна SSJ-100 с организацией международной кооперации по бортовой авионике и двигателям, а также с созданием АО «Гражданские самолеты Сухого». Сейчас он увлеченно занимается в МАИ вопросами административного сверхзвукового самолетом, и это тоже очень интересная работа.

Первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель полетом российского сегмента МКС В.А. Соловьев заметил, что ему всегда очень хочется видеть реальные результаты своего труда, и ему хотелось бы иметь изолированную комнату, свободную от компьютеров и телефонов, чтобы проанализировать накопленный в полете МКС опыт комплексности разработок бортовых систем с участием международной кооперации и создать задел для дальнейшего продвижения отечественной пилотируемой программы за пределы околоземной орбиты с обеспечением экспедиций космонавтов на Луну и Марс.

В интерактивном общении участников дискуссии все зрители из большого конференцзала ДК также смогли высказать свою точку зрения с помощью мобильного звонка в выставленную перед аудиторией на экране интерактивную программу НИОКР. Зрителям дискуссии было предложено поучаствовать в онлайн-голосованиях, результаты которого были доступны для просмотра в режиме реального времени на экране. Перед началом мероприятия гости ответили на вопрос о том, какую задачу они считают ключевой в области пространственного развития и связности территорий. По итогам больше всего голосов было отдано за вариант «Обеспечение равного доступа к социальным услугам вне зависимости от места проживания». В финале дискуссии зрители высказали свою точку зрения о том, на какие направления необходимо обратить внимание в первую очередь при реализации комплексной научного-технологической программы «Связанность территорий». Наиболее популярными стали ответы «Интеллектуальные транспортные системы для больших агломераций», а также «Транспортное прогнозирование и моделирование».

Небезынтересно прошла презентация Департамента государственной научно-технической и инновационной политики, проведенная в малом зале ДКиТ МАИ заместителем директора департамента Минобрнауки Андреем Аникеевым как основным разработчиком и куратором национального проекта «Наука». Его целью с начала следующего года станет практическое выполнение задач, поставленных в майском указе президента РФ.

В дискуссии по нацпроекту «Наука» участвовали проректор МАИ по научной работе Юрий Равикович, преподаватели и аспиранты МАИ, участники конференции из Казахстана. Были обсуждены вопросы процедуры создания и финансирования в рамках комплексной научно-технической программы на базе МАИ Национального образовательного центра (НОЦ) и Центра компетенции национальной научно-технической инициативы (ЦКНТИ). По сообщению куратора национального проекта «Наука», Департамент государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки предполагает согласование научных программ и создание на базе различных ведомственных и академических НИИ более чем 15 научно-лабораторных центров мирового уровня (НЛЦ МУ) с приоритетным финансированием по системе грантов, выделяемых специально для возвращающихся из-за рубежа соотечественников, зарекомендовавших себя высокими научными достижениями в мировой науке, что облегчит им адаптацию к современным научно-техническим реалиям России и, возможно, подтянет молодежь в перспективные  научные направления новых технических разработок, и не только в авиакосмическом кластере «Сколково», но и в других ведущих центрах, например, в технопарке ЦАГИ,  Курчатовском институте, Центре им. М.В. Келдыша, Обнинском технопарке.

С 20 по 22 ноября в учебных корпусах МАИ прошли секционные заседания 17-й Международной конференции «Авиация и космонавтика», целью которых был обмен опытом между профильными научными институтами, производственными предприятиями и вузами авиакосмического комплекса России, а также ближнего и дальнего зарубежья с привлечением к участию с докладами ученых, инженерных специалистов, научных сотрудников, аспирантов и других представителей научного сообщества, а также попытка увеличить приток молодых кадров на предприятия, осуществляющие НИОКР в области авиации и космонавтики. Смелые инновационные решения стали залогом успеха и популярности этой аэрокосмической конференции. В обсуждении докладов по широкому спектру проблем авиакосмической отрасли приняли участие специалисты предприятий и научно-исследовательских организаций аэрокосмической промышленности, преподаватели, аспиранты и студенты ВУЗов страны. Работа конференции велась по 10 актуальным направлениям отрасли, всего было заслушано 350 докладов.

Основными темами секций конференции были следующие:

  1. Авиационные системы.
  2. Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки.
  3. Системы управления, информатика и электроэнергетика.
  4. Информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем.
  5. Ракетные и космические системы.
  6. Робототехника, интеллектуальные системы и авиационное вооружение.
  7. Математические методы в аэрокосмической науке и технике.
  8. Новые материалы и производственные технологии в области авиационной и ракетно-космической техники.
  9. Экономика и менеджмент предприятий аэрокосмического комплекса.
  10. Молодежь и будущее авиации и космонавтики.

Параллельно на базе филиала «Стрела» Московского авиационного института с 21 по 23 ноября прошла молодежная научно-практическая конференция «Авиация России: прошлое, настоящее, будущее», работа которой проходила на трех площадках в Жуковском и Раменском. В этом году конференция была посвящена 100-летию создания ФГУП «ЦАГИ», как ведущего предприятия авиационной промышленности России, с которым филиал «Стрела» МАИ многие десятилетия плодотворно сотрудничает в сфере авиационной науки и подготовки квалифицированных кадров. Студенты филиала и ученые из предприятий-партнеров, а именно: ФГУП «ЦАГИ», АО «НИИП», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», АО «НИИАО» и АО «Раменский приборостроительный завод» выступили с докладами на следующих секциях конференции: «Технологии авиастроения и испытания ЛА», «Интегрированные комплексы бортового оборудования», «Управление проектами в авиационной промышленности».

Первый день конференции открыл генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН, профессор Кирилл Иванович Сыпало, который отметил важность создания новой площадки для обсуждения актуальных вопросов авиастроения со студентами, аспирантами и молодыми учеными под руководством наставников из числа профессорско-преподавательского состава филиала «Стрела» МАИ и ведущих сотрудников базовых предприятий города Жуковский. По итогам 17-й международной конференция «Авиация и космонавтика» и юбилейной конференции на базе филиала «Стрела» МАИ «Авиация России: прошлое, настоящее, будущее» труды участников опубликованы в сборниках докладов (см. архив на сайте: http://aik.mai.ru/).

Межотраслевой научно-технический конкурс «Молодежь и будущее авиации и космонавтики» впервые был проведен в 2009 г. Конкурс проводился при поддержке Федерального космического агентства, Министерства образования и науки РФ, Объединенной авиастроительной корпорации и ведущих организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Цель его проведения: повышение престижа научной и инженерной деятельности, привлечение молодежи к актуальным проблемам науки, техники и технологий в авиационно-космической промышленности, а также повышение уровня интеграции науки, производства и образования. В 2018 году конкурс, уже по заведенной традиции, проходил с раннего утра в рамках Международной недели авиакосмических технологий, а его итоги были подведены оргкомитетом в первый день проведения мероприятия.

20 ноября в большом зале ДКиТ МАИ финалистов пришел поздравить российский космонавт Александр Федорович Полещук, который также является выпускником МАИ. «Я думаю, что любые конкурсы и олимпиады очень полезны для людей, которые к чему-то стремятся и хотят чего-то достичь. Ведь именно так человек может ощутить азарт соревнований и оценить свои возможности. Занимая призовые места, участники получают и уверенность в своем будущем. Развиваются не только лидерские, но и творческие качества. Участие в конкурсах и олимпиадах заставляет мобилизовать внутренние силы и способствует личностному росту человека», – отметил Герой России.

Главные призы конкурса – это денежные и именные премии. Денежный призовой фонд, формируемый партнерами конкурса, можно смело назвать уникальной особенностью мероприятия: фонд формируется предприятиями аэрокосмической отрасли и ежегодно составлял не менее 700 000 рублей. Участникам вручались именные премия имени А.Ф. Барковского, А.М. Люльки, П.И. Пландина и премии I, II и III степени самого конкурса, которые в текущем году составили 100, 60 и 40 тыс. руб. соответственно. Также ряд участников получили дипломы ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолеты России», ГК «Роскосмос», ПАО «РКК «Энергия» и журнала для авиапассажиров «Линия полета».

О том, как изменились работы, подаваемые на конкурс, за прошедшие годы, рассказала руководитель направления «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки», директор института №2 МАИ Вероника Павловна Монахова: «Разработка новых подходов к численному моделированию, развитие новых технологий производства (аддитивных технологий, нанесения покрытий) позволили по-новому взглянуть на многие вопросы, связанные с проектированием и изготовлением деталей двигателей летательных аппаратов. Приятно, что все эти новые решения нашли отражение в конкурсных работах».

Руководитель секции «Информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем», директор института МАИ № 4 Владимир Владимирович Кирдяшкин отметил: «За десять лет работы нашей секции конкурса мы отмечаем постепенное изменение тематики работ, которое отражает изменения, происходящие в радиоэлектронной отрасли. Если первые работы были посвящены совершенствованию методов аналоговой обработки сигналов, то работы последних трех лет показывают высокий интерес молодых исследователей к современным цифровым технологиям. Это полностью отражает государственный курс на развитие цифровой экономики и приоритетные направления развития университета. Например, в работах телекоммуникационной тематики можно отметить растущий интерес к сетям 4G и 5G, протоколам и организации передачи информации в них. Интересно также отметить переход к системам программно-определяемого радио, позволяющим решать широкий спектр задач в рамках единой универсальной платформы».

 Из года в год конкурс «Молодежь и будущее авиации и космонавтики» помогает находить и развивать все больше талантливых молодых инженеров. Конкурс является для молодых ученых не только отличным опытом, но также становится стимулом для того, чтобы развивать наиболее актуальные разработки. Аспирант последнего года обучения в МАИ Иван Лифанов, который стал обладателем диплома ГК «Роскосмос», заметил: «Я уже второй раз участвую в этом конкурсе. Инициатором этого стал мой научный руководитель, которые порекомендовал мне попробовать свои силы и принять участие в конкурсе для молодых ученых. Мне кажется это очень полезным, так как формат конкурса позволяет лучше организовать свои мысли и систематизировать наработки по исследованию, что особенно полезно для молодых ученых». Согласен с ним и Артем Карпов из НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», который занял первое место в номинации «Экономика и менеджмент предприятий аэрокосмического комплекса», представив на конкурс свою работу «Обоснование требований к технико-экономическим характеристикам новых и перспективных магистральных воздушных судов». «Участвую в конкурсе первый раз. Победа стала для меня большой неожиданностью, ведь до этого я в подобных конкурсах никогда не участвовал. Приятно, что для молодых ученых такие мероприятия становятся отличным стимулом поделиться своим исследованием и получить заслуженный приз», – прокомментировал свою победу Артем.

22 ноября на Международной неделе авиакосмических технологий состоялся второй Корейско-российский аэрокосмический форум по теме «Передовые аэрокосмические материалы». С приветственной речью на торжественном открытии второго Корейско-российского аэрокосмического форума выступил проректор по научной работе МАИ Юрий Александрович Равикович. «Становится приятной традицией, что мы раз в год проводим такое мероприятие. Темой нашего предыдущего форума было космическое пространство и спутниковые системы, а сегодня это передовые аэрокосмические материалы», – подчеркнул Ю.А. Равикович. Он отметил, что организаторами форума являются национальный исследовательский университет МАИ и Корейско-российский Центр сотрудничества по науке и технологиям (KORUSTEC).

Тесное сотрудничество МАИ и KORUSTEK началось уже давно, и за прошедшие годы партнеры провели целый ряд совместных научно-технических мероприятий, в том числе Первый и Второй Корейско-российский день науки и технологий, Первый Корейско-российский форум, а делегация МАИ посетила ряд ведущих южнокорейских университетов и научных центров в августе 2018 г.

В церемонии открытия форума также участвовали директор KORUSTEC профессор Вон Гиль Су, генеральный директор Научно-исследовательского фонда (NRF) в Сеуле Сук Кен Син и представитель Посольства Республики Корея в России Десу Кан.

Во время торжественного открытия представитель посольства Республики Корея Десу Кан отметил следующее: «За последние два года между президентами Российской Федерации и Республики Корея прошло четыре встречи, в ходе которых было положено начало плодотворному сотрудничеству. Я надеюсь, две наши страны станут сильными стратегическими партнерами и создадут инновационную платформу для научного развития». «Материаловедение занимает отдельное важное место в аэрокосмической индустрии. Материалы должны обладать определенными характеристиками, чтобы выдерживать условия, в которых находится аппарат при полете на сверхзвуковой скорости или находясь в космическом пространстве. Поэтому мы решили посветить наш второй форум именно этой теме. К передовым материалам относятся композитные материалы, оптоволокно, растягивающиеся материалы и многие другие», – обозначил важность темы форума директор KORUSTEC Вон Гиль Су.

«Участвовать во втором Российско-корейском форуме, проводимом в МАИ, посоветовал мне друг, который выступал с докладом на первом мероприятии в прошлом году. За время общения с российскими коллегами на форуме я понял, что в Корее мы специализируемся на применении знаний о материалах на практике, а российские ученые уделяет большое значение основополагающим теоретическим знаниям. Участие в таком семинаре это полезный опыт и новые знания. Тема «Передовые аэрокосмические материалы» довольно широкая, поэтому в будущем, я надеюсь, темы будут более специализированными и узкоформатными, что поможет углубить исследовательские знания», – поделился своими мыслями специалист Национального университета Кореи Aндонг Чу Хи Кен.

В ходе форума корейскими и российскими учеными из семи различных научных организаций было представлено 9 докладов по вопросам передового материаловедения при создании авиационных и космических аппаратов. Российские ученые рассказали о своих научных исследованиях по актуальным вопросам материаловедения. Доктор технических наук, профессор и заведующий кафедрой «Инженерная Физика» МАИ, специалист по прочности авиаконструкций Андрей Шанявский поделился результатами исследований о влиянии режима сверхмногоцикловой усталости на аэрокосмические структуры. Александр Никитин, коллега Андрея Шанявского по кафедре, также сделал на форуме доклад по результатам исследования, которое было проведено с помощью тестовой системы, определяющей сверхмногоцикловую усталость сверхпрочных материалов, а также рассказал об исследованиях проблемы совместно с французскими учеными, что вызвало практический интерес корейских коллег. Также российские ученые в рамках форума рассказали о своих наработках в области высокотемпературной керамики при использовании в аэрокосмических аппаратах, влиянию солнечного света на поверхность малых спутников в космическом полете и др.

Большой интерес вызвал доклад доцента кафедры 904 «Инженерная графика» МАИ Андрея Рипецкого, посвященный применению аддитивных технологий в авиастроении при использовании керамических, металлических и пластиковых материалов.

Исследования корейских ученых были более узко специализированы и касались таких прикладных проблем, как «Прочность поверхности топливного бака летательного аппарата при столкновении с птицей», которая была изучена специалистом Национального университета Ханген Кимом Сан Во, легковесным композитным материалам, новым технологиям изменения свойств композитных материалов и радарно-поглощающим композитным структурам. В ходе форума были проведены дискуссии по нескольким темам доклада, обе стороны обменялись множеством вопросов и поделились опытом с коллегами. Также в рамках визита в МАИ корейская делегация посетила лабораторию аддитивных технологий университета, где Андрей Рипецкий познакомил гостей с технологиями и аппаратами, которые используются сегодня в МАИ для создания композитных моделей.

23 ноября, в финальный день Международной недели авиакосмических технологий глава российского представительства Global Jet Concept Евгений Клочков провел мастер-класс «ТОП-5 стереотипов бизнес-авиации». Он рассказал, что частная авиация позиционирует себя как приватная, закрытая отрасль пассажирских авиаперевозок. «Мы все же зависим от экономики. Бизнес-джет это инструмент бизнеса, если бизнеса нет, то нет и бизнес-авиации как таковой», – заявил Евгений Клочков. На мастер-классе студенты МАИ узнали от эксперта и о том, в чем заключаются главные отличия частной авиации от гражданской, по каким критериям частные авиаперевозчики осуществляют подбор сотрудников. Маевцы на конкретных примерах разобрали механизмы ценообразования в частной авиации, а также требования и стандарты в этой специфической области. По окончании лекции Евгений ответил на вопросы студентов, рассказал об устройстве логистики авиакомпании. В его выступлении была раскрыта тесная взаимосвязь двух направлений авиаиндустрии – гражданской и частной, а по итогам выступления у студентов МАИ появилась возможность пройти стажировку в российском представительстве Глобал Джет Концепт.

Молодежное мероприятие по компьютерным и информационным технологиям хакатон «Aerospace hackathon 2018» было организовано 23 и 24 ноября в ГУК зоне «А» IT-центром МАИ при поддержке геолокационной платформы HERE Technologies. Побороться за победу пришли более 50 студентов из МАИ, МГУ, Московского Политеха, МГТУ им. Баумана и МГТУ ГА. Иностранные студенты МАИ также по традиции стали активными участниками. На протяжение двух дней работы хакатона экспертную поддержку оказывали специалисты высокотехнологичных компаний: HERE, СПУТНИКС, PHYGITALISM, Даурия Аэроспейс, CleverBots, ЭкоМониторинг.

Организаторы и эксперты отвечали на вопросы, а также давали максимально возможную полезную информацию для решения наборов портфеля задач (кейсов), как обнаружение транспортного судна на спутниковых изображениях с облаками или дымом; набора экологических проблем под условным названием «Зеленые сервисы (помочь природе выжить)»; приключенческих путешествий охотника за астероидами; проблем парковки транспортных средств в очень большом городе (на молодежном сленге это называется «паркинг в мегаполисе»); задач распознавания самолетов на фрагментах спутниковых фотографий; квеста по психологическому вопросу «а какой из тебя астронавт?».

Участники хакатона представили на суд компетентного жюри свои проекты-предложения по выбранным ими темам. Безусловным лидером стала команда «Китайский летчик», которую представлял студент МГТУ им. Баумана, студенты и сотрудники Московского Политеха (Антон Недогарок, Кирилл Семенников, Арсений Кочаров, Александра Сметанина, Артем Куфаев). Этот же «Китайский летчик» хорошо тренирован и уже был победителем предыдущего маевского хакатона, причем тогда в состав команды входили еще студенты и сотрудники МАИ. Второе место заняла команда из МГУ – «Cosmos.MSU» (Александр Закора, Илья Сайгин, Иван Ворушилов) со своим кейсом «Морские судоходные маршруты». Студенты МГУ подготовили очень интересный и актуальный для России проект. Бронзовыми призерами стала сборная команда МАИ по космической психологии «Space Psychology» (Илья Касаткин, Руслан Первов, Иван Кострулев, Сергей Бокоч, Артемий Карпов), которые продемонстрировали свои умения в решении кейса «А какой ты астронавт?». Специальной наградой за самую лучшую презентацию проекта жюри отметило зарубежного студента из команды «Cosmox – Mina Takla». Эта фантастическая работа с красивым дизайном, как и само представление проекта не оставили равнодушными ни экспертов, ни зрителей хакатона.

Таким образом, программа V Международной недели авиакосмических технологий «Aerospace Science Week» в этом году была исключительно обширна и насыщена интересными мероприятиями. Помимо 2-го Корейско-российского аэрокосмического форума «The 2nd Korea-Russia Aero-Space Workshop», двух представительных конференций «Авиация и космонавтика» и «Авиация России: прошлое, настоящее, будущее», был проведен пользующийся очень большой популярностью межотраслевой научно-технический конкурс «Молодежь и будущее авиации и космонавтики». В рамках недели авиакосмических технологий специально для молодых участников прошел мастер-класс «Математическое моделирование в задачах проектирования, сертификации и испытаний авиационной техники» под председательством руководителя НИО 101 «Проектирование самолетов» МАИ Дмитрия Стрельца, а также мастер-класс «Топ-5 стереотипов о бизнес-авиации», проведенный с участием в качестве спикера главы российского представительства Global Jet Concept Евгения Клочкова, а также семинар Clarivate Analytic о том, как подготовить и опубликовать статью в интернет-издании Web of Science  и новомодный хакатон Aerospace hackathon 2018 для студентов-разработчиков из МАИ и  других университетов.

 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика