Дырка на корпусе корабля «Союз МС-09» заделана. Окончательные выводы ждем в ноябре

льтразвуковой течеискатель в руках Сергея Порокопьева
С.Филипенков
Сергей Филипенков,
редактор журнала «Авиапанорама»,
кандидат медицинских наук
10 сентября совместная комиссия ФСБ и ГК «РОСКОСМОС», расследующая появление сквозного отверстия в бытовом отсеке (БО) корабля «Союз МС-09», приведшего к утечке воздуха из Международной космической станции, пришла к выводу, что отверстие было сделано рукой человека намеренно. Специалисты из комиссии оставили две версии инцидента: 1) диверсия была осуществлена после выпуска объекта с завода экспериментального машиностроения в г. Королёве и отправки его на космодром; 2) дыра была сделана уже в космосе. Версия повреждения корпуса от соударения с метеороидом или космическим мусором искусственного происхождения уже отвергнута. Разобраться, кто это сделал, дело чести специалистов РКК «Энергии», ЦНИИмаш и ГК «РОСКОСМОС»

Утечка воздушной атмосферы была обнаружена в районе американского сегмента международной космической станции (МКС) по падению давления атмосферы с 750 до 720 мм рт. ст. Критическую утечку воздуха из МКС зафиксировали датчики измерения атмосферного давления в центрах управления полетом (ЦУП) в Москве в 02 часа мск в четверг 30 августа и в Хьюстоне в 19 часов по североамериканскому восточному времени (UTC), где была еще среда 29 августа. Данные о скорости утечки российскому ЦУП-М передала американская сторона. Поскольку скорость падения давления атмосферы станции из-за утечки воздуха была невелика и непосредственной угрозы жизни экипажа не было, ЦУП-Хьюстон рекомендовал искать причину на следующий день. Аргументировали американские специалисты свое решение тем, что в бортовой документации МКС определен допустимый уровень утечки в 0,5 мм рт. ст. в час, т.к. идеально герметичных соединений в конструкциях модулей станции не бывает. Но примерно с 18 часов UTC (т.е. в 21 по мск) утечка увеличилась до предельно допустимой величины 0,8 мм рт. ст. в час, а за ночь 30 августа скорость падения давления выросла до критических 4 мм рт. ст. в час.

О том, что утечка не представляла серьезной опасности, говорило хотя бы то, что космонавтов и астронавтов наземные службы ЦУП не стали будить немедленно. Однако при повышении скорости падения давления воздуха на станции космонавтам и астронавтам пришлось среди ночи заняться обнаружением места утечки. Когда инцидент c критическим возрастанием величины утечки произошел в ночь на 30 августа, сначала о нем сообщили американские СМИ и только 31 августа эту информацию подтвердил генеральный директор ГК «РОСКОСМОС» Дмитрий Рогозин следующими словами: «У нас сегодня ночью была нештатная ситуация на МКС, утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. Американский экипаж собрался в российском сегменте, все шесть космонавтов находились в российском сегменте. Дальше поочередно происходило перекрытие отсеков, чтобы понять, где реально что произошло. В итоге мы локализовали проблему. Оказывается, все это – на российском сегменте (РС МКС), а не на американском, и не на сегменте, а на корабле «Союз МС-09».

Для более точного определения места утечки космонавты использовали ультразвуковой инструмент, способный обнаружить высокочастотный шум воздуха, выходящего через отверстия. Дырка была обнаружена астронавтом ESA бортинженером №5 экипажа экспедиции МКС-56 Александром Герстом в бытовом отсеке космического корабля «Союз МС-09» рядом со входным люком – прямо за санузлом, причем поиски ее шли в прямом эфире, который организовало NASA ТV и транслировало в интернете онлайн. Дыру сразу же заклеили каптоновой лентой, сделанной на основе используемого для изоляции в самолетах и космических кораблях полимера, и компенсировали потерю давления наддувом воздуха из баллонов пристыкованного к МКС грузовика «Прогресс».

В результате хладнокровных профессиональных действий космонавтов было установлено точное место отверстия, через которое уходил воздух из станции. Отверстие располагалось на стенке около шпангоута под приклеенной обивкой, которую пришлось отогнуть. Космонавты Сергей Прокопьев и Олег Артемьев с помощью эндоскопа исследовали отверстие и отправили изображения на Землю по закрытому каналу (этих изображений не было в публичном доступе). Однако все происходящее можно было посмотреть в прямом эфире NASA TV 30 августа, показавшем, как место утечки было обнаружено примерно в 14 часов UTC, а заделано примерно в 16:30 UTC но, к сожалению, фотографии обнаруженной пробоины там тоже не показывались крупным планом и появились на сайте NASA гораздо позже, а через несколько дней, уже 10 сентября, выступил в блоге с видео бортинженер БИ-4 МКС-56, командир корабля «Союз МС-09» (см.Instagram).

Рассмотрим подробно основные этапы развития ситуации:

На отечественном сайте «Космолента» были приведены следующие переговоры космонавтов 30 августа UTC (31 августа мск).

13:00

Олег Артемьев: «Такое впечатление, что кто-то сверлом просверлил эту дырку насквозь. Нет, это не дырка».

Александер Герст: «Металл под дыркой есть, поэтому она не насквозь. Я где-то засунул туда на сантиметр, и обнаружил металл под отверстием».

Сергей Прокопьев: «Делаю фотографии с линейкой».

13:10

Мы видим ткань в отверстии, и дырка с тканью не ответственна за течь. Они не совпадают по местоположению. Ткань под углом 90 градусов, и дырка в ней по какой-то причине. Просто Алекс [Герст] оторвал эту ткань, и вторая дырка на поверхности на металле, по какой-то причине отверстие в ткани».

13:13

Сергей Прокопьев: «Это круглое отверстие. Дело в том, что если смотреть внутрь этого отверстия, то оно не до конца. Оно было сделано не до конца. И когда смотришь внутрь, то видишь металл на дне этого отверстия».

Олег Артемьев: «Глубина примерно 1,5-2 см».

ЦУП-М: «Там [за внешней поверхностью БО] идет ЭВТИ и противометеоритная защита».

Олег Артемьев: «Ну, выходит, это и есть микрометеоритная защита».

Под руководством ЦУП-Москва вечером российские космонавты обработали трещину герметиком. Он начал пузыриться, и чтобы дать ему полностью схватиться, ремонт продолжили 31 августа по мск, когда космонавты еще раз загерметизировали отверстие герметиком и установили вторую заплатку поверх пломбы. Безопасности людей ничто не угрожало, т.к., по подсчетам специалистов ЦУП-Хьюстон, при падении давления атмосферы со скоростью 0,8 мм рт. ст. в час, на потерю атмосферы МКС ушло бы более 18 суток, сообщил Крис Бергин, один из авторов сайта nasaspaceflight.com.

«Пожалуйста, не волнуйтесь, у нас все в порядке. Мы сейчас с вами в том самом бытовом отсеке корабля «Союз МС-09», где было зафиксировано падение давления воздуха. Как видите, мы здесь спокойно находимся без скафандров. Никто дырку пальцем не затыкает, как пишут в СМИ», – сообщил Прокопьев на видео, опубликованном в его блоге в Instagram 10 сентября. Космонавт продемонстрировал «ультразвуковой чувствительный прибор», с помощью которого удалось обнаружить утечку. По его словам, на отверстие пришлось наложить три слоя специального герметика. «Живем мы, как всегда, мирно и дружно, эксперименты выполняются в штатном режиме», – добавил Прокопьев.

На снимке, сделанном до ремонта, видно круглое отверстие с характерными следами, оставленными рядом на поверхности сверлящим инструментом, вероятно, дрелью. После того как отверстие временно заклеили, стали думать, каким образом лучше его заделать основательно с целью последующего использования корабля для возвращения. О том, что никакой опасности не было, говорит и тот факт, что космонавтов отправили обедать, пока ЦУП-М думал над тем, как заделывать пробоину. Вопрос о том, что с ней делать дальше, вызвал споры, и сразу возникли разногласия между российскими космонавтами и американскими астронавтами. Космонавты и специалисты ЦУП-Москвы предлагали заклеить отверстие немедленно, но командир МКС Эндрю Джей Фейстел воспрепятствовал этому решению. Некоторое время ушло на общение между ЦУП Москвы и Хьюстона. Надо сказать, что эта история стала далеко не первым случаем, когда разногласия между членами работающих на МКС экипажей из разных стран всплыли в публичном пространстве благодаря NASA ТV.

Несмотря на законодательную координацию отношений между Хьюстоном и Москвой, регламентирующую эксплуатацию станции и действия в аварийных ситуациях, официальные документы, во время обсуждения методов герметизации не обошлось без жарких споров. Командир экспедиции МКС-56 астронавт Эндрю Фейстел предлагал еще последить за ситуацией сутки и выработать оптимальный план ремонта. Российские космонавты настаивали сразу на ремонте с помощью герметика и изоляции.

Фейстел выразил в прямом эфире свое недовольство тем, что ЦУП-М не принимает его предложение. «Конфликтов не бывает, когда речь идет о системе жизнеобеспечения МКС и жизнях экипажа, но сейчас я впервые слышал разногласия между американской и российской сторонами станции», – комментировал прямую трансляцию NASA TV Крис Бергин на сайте nasaspaceflight.com.

Отечественный эксперт по международному космическому праву, старший преподаватель кафедры международного права МГИМО Мариам Юзбашян объяснила причины, почему российские космонавты не послушались американского командира МКС Эндрю Фойстела в ситуации с дыркой в корабле. Юзбашян отметила, что этот вопрос урегулирован, исчерпан и «какого-либо острого характера не имеет». Однако уточнила, что в инциденте нужно было ориентироваться на правовой контекст – по Меморандуму о взаимопонимании между NASA и Российским космическим агентством, корабль «Союз МС-09» – это орбитальный элемент, предоставленный российской стороной, а это означает осуществление Россией юрисдикции и контроля над ним. «Более того, Межправительственное соглашение по МКС также предусматривает, что каждый партнер несет обязанности по обеспечению устойчивого функционирования элементов, которые он предоставляет. Именно исходя из этого российская сторона приняла решение о незамедлительных действиях российских космонавтов по устранению повреждения «Союза МС-09».

Эксперт добавила, что в то же время члены экипажа МКС должны соблюдать другой кодекс поведения космонавта/астронавта и выполнять приказы командира, а конкретный порядок действий экипажа определяется правилами полета. «Еще один значимый аспект – это разработка партнерами аварийных процедур и процедур проведения консультаций на случай нештатных ситуаций на орбите, в отношении которых аварийные процедуры не разработаны. При этом, если из-за характера аварийной ситуации консультации не могут быть проведены в требуемые сроки или если в такие сроки консенсус не достигнут, в обязанности NASA входит принятие решений, необходимых для обеспечения безопасности МКС», – заявила Юзбашян. Она отметила, что в связи с этим при принятии решений по нештатным ситуациям нужно руководствоваться целой совокупностью норм, правил и процедур, иногда противоречивых, впрочем, как и все международное законодательство по эксплуатации МКС партнерами из разных стран.

В итоге после многочасовых переговоров был принят российский план немедленного капитального заделывания отверстия, астронавт ESA Александр Герст стал помогать космонавтам, а американские астронавты, загерметизировав люк для входа в американский сегмент МКС, пошли к себе. Для закрытия отверстия был использован ремонтный комплект российского сегмента МКС.

Для того, чтобы закрыть пробоину, тканевый пластырь пропитали устойчивой к вакууму эпоксидной смолой и протолкнули в отверстие. Одного слоя оказалось мало – на поверхности образовалось вздутие. Немного подождав, наложили еще один пропитанный эпоксидной смолой слой. Еще некоторое время спустя выступающие части заплатки подрезали. За изменением давления
воздуха на станции наблюдали еще в течение нескольких суток, причем для облегчения диагностики температуру на МКС зафиксировали на постоянном уровне, признаков падения давления не обнаружили. Так проблема была окончательно устранена.

«Экипаж Международной космической станции имел необходимые средства и был готов к устранению трещин в обшивке корабля… На самой станции имеется ремонтный комплект для такого рода ситуации, предусмотрены регламентом работы РКК «Энергия» и Центром подготовки космонавтов. Космонавты сами были морально готовы к решению этих задач без каких бы то ни было колебаний», – сообщил глава ГК «РОСКОСМОС» Дмитрий Рогозин после заливки космонавтами отверстия герметиком из эпоксидной смолы и наложения заплатки.

После того как космонавты залатали пробоину и проверили герметичность корабля и российского сегмента, Дмитрий Рогозин рапортовал о восстановлении герметичности корабля. В тот же день глава РОСКОСМОСа неофициально на своей странице в Фейсбуке предположил, что причиной стала микротрещина от столкновения с небольшим метеороидом. «Все нормально. Сама технология заделки дыры – многоступенчатая, и главная ступень была сделана вчера, на дыру поставили заплатку. Как раз на такие случаи у нас и американцев есть ремонтные комплекты, воспользовались тем, что есть у нас. Сделали, вчера проверили – дополнительных утечек никаких нет, давление не меняется. Для гарантии, как обычно, поверх нормальной существующей заплатки обсуждается, как поставить второй слой», – написал он.

Исполнительный директор ГК «РОСКОСМОС» Сергей Крикалёв также официально сообщил: «РОСКОСМОС не планирует дополнительные проверки на герметичность кораблей «Союз», пристыкованных к МКС, в связи с обнаружением микротрещины на «Союзе МС-09», потому что та поверка на герметичность, которая уже была, является достаточной… Другое дело, что, если это привязано к проблемам, которые возникли на Земле, то комиссия сейчас будет разбираться. Если его пробил метеорит, то дополнительные проверки на герметичность делать смысла нет». При этом Крикалёв отметил, что рассматривается возможность установки второй заплатки на микротрещине, образовавшейся на пристыкованном к МКС российском корабле.

Первоначально астронавты и специалисты ГК «РОСКОСМОС» предположили, что отверстие проделал маленький метеороид или космический мусор, врезавшийся в МКС и пробивший дыру в ее обшивке: «Эта утечка, похоже, произошла в результате удара микрометеорита», – написал ветеран годового полета на МКС американский астронавт Скотт Келли в одном из своих полуофициальных твитов. Однако уже 31 августа глава ГК «РОСКОСМОС» сообщил, что проблема с утечкой могла возникнуть не случайно и была создана умышленно либо на Земле, либо в космосе. Неожиданно Дмитрий Рогозин обнародовал мнение космонавтов, что на внутренней обшивке корабля были обнаружены следы сверла, сделанные очень неуверенной рукой. По его словам, комиссия установила, что к повреждению привел совсем не метеороид.

«Явное воздействие было на обшивку корабля изнутри», – заявил Рогозин. Глава РОСКОСМОСа отметил, что все еще проверяется версия халатности, допущенной в производстве. «Проверяется версия земная. Но есть и другая версия, которую мы не отметаем: преднамеренное воздействие в космосе. Там несколько попыток воздействия сверлом», – заявил Рогозин. Он добавил, что, возможно, имела место «технологическая ошибка какого-то специалиста, поскольку идет скольжение сверла по поверхности». «То есть мы можем сократить версию, что это какая-то технологическая ошибка какого-то специалиста», – подчеркнул Рогозин. «Где эти действия производились? На Земле или уже на орбите?» – задался неизбежным для расследования комиссии вопросом сам генеральный директор ГК «РОСКОСМОС». Как полагают некоторые участники расследования, это могло произойти из-за того, что у дрели отсутствовал упор (на нее не оказывалось давление), что характерно для работ в условиях невесомости.

Данные слова главы РОСКОСМОСа почему-то вызвали бурную реакцию в Государственной Думе, которая собралась на осеннюю сессию. Отверстие в корабле «Союз МС-09» мог сделать космонавт, который очень захотел поскорее вернуться на Землю, неожиданно для всех на открытии сессии Госдумы предположил в беседе с журналистами уже 3 сентября летчик-космонавт, герой России, а ныне депутат Госдумы Максим Сураев. Он прямо заявил: «Все мы живые люди, все могут захотеть домой, но этот способ – совсем недостойный. Если это учудил космонавт, а этого исключать нельзя, то это совсем плохо. Значит, не работает тот фильтр, который работал на Земле. Был жесточайший психологический отбор, были психологи, выводы которых были очень весомыми. Сейчас уровень этой службы несколько снизился». Однако, депутат призвал не обвинять преждевременно кого-либо из членов экипажа и обратил внимание, что расследование обстоятельств утечки воздуха еще не завершено. «Дай Бог, чтобы это был бы производственный брак, хотя это тоже очень печально – такого не было за всю историю «Союзов», – добавил он. По его словам, на МКС есть необходимые для сверления дырки инструменты, а круглосуточное наблюдение за поведением космонавтов не ведется.

Возбудились также отечественные и зарубежные СМИ. Достаточно сослаться на публикации от 04 сентября 2018: Эндрю Гриффина/Andrew Griffin «Mystery surrounds space station leak after reports hole in outside could have been made by a person» в британской «The Independent» или «Космонавты-вредители. Кто продырявил Союз?» Светланы Павловой и Али Пономаревой в американской «Свободе», Андрея Угланова «Про дырку в МКС, или Кто испортил воздух?» в московской газете «Аргументы Недели» от 06.09.2018). Отметился также известный своими шокирующими выступлениями Сергей Доренко, который прямо заявил: «Послушайте это: космический корабль дырявили в нескольких местах дрелью, неуверенной рукой. Интересно, это был небритый пьяный русский космонавт в ушанке? Значит, это не выдумка, он существует».

Как тут не вспомнить, как в прошлом веке россияне сквозь слезы унижения смеялись над голливудским фантомом русского космонавта в шапке-ушанке из фильма «Армагеддон» – Львом Андроповым. Однако после инцидента с утечкой воздуха РКК «Энергия» вынуждена проверить на «наличие следов от сверла» более десяти космических кораблей «Союз» и «Прогресс», находящиеся на Земле на разных стадиях готовности.

Официально для того чтобы установить личность виновного в этом инциденте, была создана комиссия из специалистов РКК «Энергия» и головного научного института ракетно-космической отрасли ЦНИИ Маш, которые с 31 августа до 7 сентября рассматривали самые невероятные версии возникновения сквозного отверстия, а 10 сентября официально представили отчет генеральному директору ГК «РОСКОСМОС» Дмитрию Рогозину. Внутреннее расследование в РКК «Энергия» выполнили в основном представители приемки и службы контроля качества продукции с Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ), который входит в РКК «Энергия» и непосредственно занимается производством космических кораблей. 3 сентября комиссия начала работу в цехах ЗЭМ и одновременно проводила ежедневные совещания в РКК «Энергия» (в первой половине дня, а во второй специалисты работали на местах – непосредственно на производственных площадях ЗЭМ).

Работа завода была практически парализована. Все производственные цеха проверяли представители РКК «Энергия» и ЦНИИмаш, руководители цехов и главный инженер постоянно заседали на совещаниях комиссии. По сообщениям РИА Новости, «Комиссия квалифицирует произошедший случай как преднамеренные действия неустановленных лиц». Такая формулировка была основана на том, что внутри бытового отсека никаких действий по сверлению корпуса не предусмотрено, и если кто-то использовал сверло, то это делалось преднамеренно.

Первая версия о том, что отверстие было сделано в цехе общей сборки, была отвергнута на совещании 5 сентября, а взамен нее были предложены две новые версии. Помимо цеха общей сборки, проверки начали проводиться в других цехах, где заготавливали детали, шили внутреннюю обшивку корабля и т.д.

Комиссия изучила технологические документы производства и не нашла в них упоминаний о каких-либо работах в корабле, которые могли вызвать появление отверстия. В итоге, по следующей, второй версии специалист хотел осуществить в корабле какую-то работу, которая не предусмотрена конструкторской документацией, а мастер, который должен был его контролировать, пошел с ним на сговор и не внес в журнал никаких записей об этом. Последняя из рассматриваемых комиссией версий поиска крайнего «стрелочника» состояла в том, что один из сотрудников решил таким образом отомстить корпорации перед увольнением, т.е. мог действовать одиночка, который специально проник в корабль. Его намерения комиссии неизвестны, но по этой версии внутренняя комиссия РКК «Энергия» подробно изучила личные дела уволившихся из корпорации сотрудников, которые могли бы иметь доступ к кораблю после изготовления БО. Проверили списки уволившихся из корпорации сотрудников за период, когда корабль уже был изготовлен и до его отправки на Байконур. Выясняли также обстоятельства, по которым человек уволился.

6 сентября внутренняя комиссия РКК «Энергия» предоставила РОСКОСМОСу фотографии корабля на этапе окончания сборки, где на корпусе нет никакого отверстия. Последние фотографии обшивки космического корабля «Союз МС-09» были сделаны в цехе 45 Завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия». Фотофиксация производилась до и после установки экранов противометеороидной защиты. (это панели из алюминиевого сплава, которые по требованию NASA с 2012 года ставятся на бытовой отсек космического корабля на расстоянии около 15 мм от основного корпуса корабля для повышения безопасности от пробоя обшивки микрометеороидом или космическим мусором). По фотографии никаких отверстий на корпусе не обнаружено. После того, как корабль оснастили противометеороидными панелями и закрыли экранно-вакуумной теплоизоляцией, «Союз МС-09» направили в цех окончательной сборки, а затем на комплексное испытание всех систем в вакуумную камеру контрольно-испытательной станции на территории РКК «Энергия», после чего корабль доставили на космодром Байконур. Таким образом, если предполагать версию сверления корабля на Земле, отверстие было просверлено в те 180 суток между тем, как он покинул цех в г. Королёве и стартовал на орбиту с космодрома. Корабль проверяли семь раз, шесть из них на ЗЭМ и седьмой – незадолго до старта на космодроме в МИК. Если бы дыра возникла на Земле, она дала бы о себе знать еще в процессе подъема ракеты-носителя на околоземную орбиту, однако старт прошел успешно.

10 сентября глава РКК «Энергия» Сергей Романов представил доклад по итогам расследования внутренней комиссии предприятия (эта комиссия уже завершила свою работу, а вторая комиссия была создана после) генеральному директору ГК «РОСКОСМОС» Дмитрию Рогозину. Его распоряжением, по сообщению ТАСС, 10 сентября госкорпорация сформировала специальную комиссию по расследованию причин нештатной ситуации с пилотируемым кораблем «Союз МС-09». Ее возглавил исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора ГК «РОСКОСМОС» Николай Севастьянов (25 сентября он назначен руководителем ЦНИИ Маш. – Прим. авт.). После представления членов комиссии Дмитрий Рогозин сообщил, что РКК «Энергия» завершила внутреннюю проверку в связи с повреждением корабля «Союз» лишь 10 сентября, и к работе приступает комиссия РОСКОСМОСа. Специалисты займутся анализом информации, полученной на первом этапе расследования, проведенного представителями РКК «Энергия» (предприятие-изготовитель космического корабля), а также установлением новых фактов.

В тот же день комиссия ГК «РОСКОСМОС» по расследованию причин появления отверстия в космическом корабле «Союз МС-09» провела свое первое заседание. Как рассказал журналистам председатель комиссии Николай Севастьянов, по итогам был намечен план работ, т.к. сейчас ведется подготовка следующего экипажа, который отправят на МКС. Предположительно, он выйдет в открытый космос и собственноручно проверит наличие герметика внутри корпуса пристыкованного корабля, а также вырежет часть противометеоритной защиты с внешней стороны корабля «Союз МС-09» для исследования отверстия, которое привело к утечке воздуха из станции (члены экипажа, находящиеся в настоящее время на МКС, сделать этого не могут, так как для такой операции потребуется особая подготовка). Двое специалистов уже начали тренировки, уточнил Николай Севастьянов. Это позволит точнее установить, где работали дрелью – в космосе или на Земле. «У них стоит задача подойти к кораблю и поработать с ним снаружи. Обычно выход длится порядка шести часов, эта задача ориентировочно займет около двух часов, то есть треть обычного выхода», – пояснил Николай Севастьянов. Выход космонавтов в открытый космос намечен на 15 ноября.

Речь идет о заусенцах на листе алюминиевого сплава противометеороидной защиты и следах клея, которым заделали дыру, если она появилась на Земле. Конструкция БО такова, что между листами противометеороидной защиты и основным корпусом есть небольшой зазор, добраться до которого с клеем могли только на Земле. Таким образом, как предполагают в комиссии РОСКОСМОСа, наличие остатков клея может указать на то, что отверстие появилось не в космосе, однако специалисты подозревают, что вероятность подобной находки крайне мала. Возможно, внеплановую операцию внекорабельной деятельности доделает уже следующий экипаж, стартующий к МКС в конце 2018 г.

Итак, уже между 10 и 12 сентября совместная комиссия ФСБ и ГК «РОСКОСМОС», также расследующая появление дыры в бытовом отсеке корабля «Союз МС-09», стала подозревать, что отверстие было сделано намеренно уже в космосе. Изучив отверстие с разных ракурсов, комиссия пришла к выводу, что дыру удалось просверлить лишь с восьмой попытки (столько осталось следов сверления). Специалисты из комиссии с высокой долей вероятности уверены в гипотезе, что диверсия была осуществлена уже в полете. Кто именно это сделал, неизвестно, но эксперты задумываются о роли американских астронавтов, находившихся на станции в то время, когда российские космонавты с 15 на 16 августа вышли в
открытый космос и работали за бортом станции, а астронавты помогали им на этапах шлюзования до и после выхода, находясь внутри российского сегмента. При этом эксперты комиссии отметили, что первые снимки отверстия появились именно на американских сайтах, а в РОСКОСМОСе даже заявили, что специалисты NASA отказываются содействовать в расследовании (см. news.rambler.ru).

До этого, в момент, когда повреждение только удалось обнаружить, у российских космонавтов и американских астронавтов возникли противоречия относительно времени выполнения ремонтных работ и методов ремонта, а командир экипажа МКС-56/57 даже потребовал сертификаты о безвредности применяемой эпоксидной смолы и описание процедур ремонта от ЦУП-М. По заявлению газеты «КомерсантЪ», у американцев был расчет на срочную эвакуацию экипажа со станции за счет ГК «РОСКОСМОС», что позволило бы больному астронавту продолжить полноценное лечение, а бытовой отсек, в котором и было обнаружено отверстие, бесследно сгорел бы при входе в атмосферу, не оставив улик или следов, а также не потребовав от NASA дополнительной оплаты эвакуации экипажа (см. газету «Коммерсантъ» №165 от 12.09.2018, стр. 1 ).

РОСКОСМОС сразу же обратился в NASA в ЦУП-Хьюстон с просьбой помочь в расследовании нештатной ситуации, причем российские специалисты запросили у американцев копии записей с видеорегистраторов, ведущих видеозаписи работ внутри МКС, а также все медицинские показания астронавтов. Однако шансы на их получение оказались ничтожно малы, поскольку эти сведения являются конфиденциальной информацией или относятся к врачебной тайне, которую специалисты NASA не имеют права передавать третьим лицам без согласия самих астронавтов. Более того, в NASA сочли неэтичным вопрос о психологическом здоровье американских астронавтов, находящихся на МКС, поэтому так и не ответили на него. Весьма вероятно, что эти вопросы снова будут обсуждаться на встрече Дмитрия Рогозина и главы NASA Джима Бранденстайна, которая запланирована на космодроме Байконур 11 октября.

11 сентября о данных подозрениях узнал командир 56/57-й долговременной экспедиции Эндрю Фойстел и разразился интервью с орбиты для программы новостей ABC Tuesday телеканала ABC News .

Он заявил, что, скорее всего, отверстие просверлили на Земле, а не в космосе: «Я могу однозначно сказать, что экипаж на орбите не имел никакого отношения к этому, без сомнения, и, по-моему, на самом деле это позор, и несколько смущает то, что кто-то тратит впустую время, рассказывая о чем-то, что сделал экипаж. Единственное, что сделал экипаж – отреагировал соответствующим образом, следуя нашим протоколам действия при нештатной ситуации, в конечном итоге нашел эту утечку и заделал отверстие. При этом мы гарантировали продолжение работы космической станции, мы обеспечили способность нашей команды оставаться на орбите и продолжать выполнять ту работу, которую мы делаем … на Международной космической станции», – сказал Фойстел, приписав себе и экипажу все действия космонавтов и ЦУП-М по ремонту БО.

По словам Фойстела, обнаружение утечки было, «конечно же, шоком для всех нас». «Я надеюсь, расследование действительно выяснит, что произошло, что привело к появлению этого отверстия явно искусственного происхождения в корпусе космического корабля, об этом происшествии еще будет слышно некоторое время. Мы, конечно, не хотим, чтобы подобное произошло вновь, и я надеюсь, что наземные команды сделают все возможное для того, чтобы решить эту проблему, потому что последствия огромны для всей космической программы, причем не только для нас в США, но и в России, и на международном уровне для всех партнеров», – заявил он ABC News. Фойстел отметил, что его экипаж «отлично справился» с поиском и устранением утечки, и поблагодарил операторов центров управления в Москве и Хьюстоне за то, что они «поддержали, когда все это произошло, помогли нам сохранить наше самообладание и полностью эффективно разрешить чрезвычайную ситуацию».

В тот же день, 11 сентября, приехав на Четвертый Восточный экономический форум (ВЭФ) на остров Русский, глава ГК «РОСКОСМОС» Дмитрий Рогозин заявил РИА Новости, что о причинах появления дыры в обшивке космического корабля все же «пока говорить рано». Версия удара микрометеороида не соотносится с фотографиями отверстия и впечатлениями космонавтов и уже отброшена комиссией. «Те результаты, которые мы получили, они не дают нам объективной картины. Будет работать уже комиссия, созданная на уровне самой госкорпорации», – подчеркнул он, отвечая на вопрос РИА Новости в кулуарах ВЭФ-2018. Компетентные органы ФСБ тоже привлечены к расследованию причин появления отверстия в космическом корабле «Союз МС-09». «Они участвуют в работе комиссии», – сказал Рогозин. Комиссии ГК «РОСКОСМОС» по расследованию причин появления отверстия в космическом корабле не установлены жесткие сроки работ, сообщил глава РОСКОСМОСа журналистам: «Нас же интересует истина, поэтому время не имеет здесь значения, естественно, в разумных рамках».

В итоге отечественные и иностранные СМИ до того допекли ГК «РОСКОСМОС», что он опубликовал следующее обращение с просьбой прекратить распространять непроверенную информацию:

«РОСКОСМОС просит воздержаться представителей СМИ от публикации непроверенной информации, полученной от анонимных источников по результатам работы комиссии по расследованию нештатной ситуации, возникшей на борту транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», находящегося в составе Международной космической станции. Работа комиссии будет завершена в середине сентября, ее выводы будут представлены в Госкорпорацию «РОСКОСМОС», тогда и будут определены меры по предотвращению подобных ситуаций. РОСКОСМОС подчеркивает, что ссылки на так называемые «источники в ракетно-космической отрасли», сообщающие различные «версии» расследования – способ манипуляции информацией и воздействия на работу представителей комиссии. РОСКОСМОС рекомендует российским и иностранным СМИ воздержаться от публикации различных версий со ссылкой на анонимные источники до завершения работы комиссии. ГК «РОСКОСМОС» уведомит всех партнеров по Международной космической станции о результатах расследования причин возникновения отверстия в корабле «Союз МС-09», чтобы избежать таких инцидентов в будущем», – сообщил заместитель гендиректора корпорации по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

«Мы с ними в контакте… они должны согласиться с выводами», – заявил он на Первой конференции ООН по космическому праву и космической политике, которая проходила 11-13 сентября с.г. в Москве. «Надо дождаться официальных результатов расследования, и поскольку вопрос очень важный, очень чувствительный, все заинтересованы в том, чтобы быстро найти реальные причины случившегося, но надо, чтобы все были согласны с этим. Я думаю, оно не будет долго длиться. Надо быстро определить, что же произошло, чтобы исключить в будущем такие вещи», – добавил Савельев.

Сейчас российские космонавты переквалифицировались из специалистов по изучению и освоению космоса в следователи. Следы сверления на месте инцидента не только зафиксированы на фотографиях, но также был проведен криминалистический анализ характера повреждении корпуса корабля внутри отверстия. Изучив отверстие с разных ракурсов, пришли к выводу, что дыру удалось просверлить лишь с восьмой попытки (столько осталось следов сверления). Выяснилось, что поврежден не только герметичный корпус бортового отсека корабля, но и негерметичная противометеороидная защита корабля от космического мусора. Космонавтам поручили взять пробы клея, которым была приклеена ткань, закрывающая внутри просверленную алюминиевую стенку бытового отсека, а также найти другие следы, вплоть до поиска стружки, оставшейся после сверления, т.к. речь идет о сборе доказательств, которые помогли бы в расследовании специалистам ГК «РОСКОСМОС». Собранные улики отправят на Землю ближайшим космическим кораблем, который вернется с МКС в октябре.

По сообщению РБК, 1 октября в эфире программы «Большая игра» «Первого канала» Дмитрий Рогозин заявил, что комиссия, изучавшая появление отверстия в обшивке российского космического корабля, выяснила – оно появилось преднамеренно, а не из-за производственного брака. При этом он не стал комментировать подробности расследования, сославшись на договоренности с NASA. «Скажу что-то лишнее, будет дыра в отношениях», – сказал глава РОСКОСМОСа. Он уточнил, что окончательные выводы, почему появилась дыра, установит вторая комиссия, которая будет работать в ноябре. «Давайте наберемся терпения и проведем профессиональное расследование, чтобы впредь такое не повторялось», – сказал Рогозин.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика