-100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет АНТ-20 «Максим Горький»

17 мая 2018 г.

г. Жуковский, Московская область

«Я летал на самолете «Максим Горький». Эти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь – все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку…», – так восхищенно отозвался о самолете французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Создатель «Маленького принца» совершил полет на АНТ-20 в мае 1935 г., когда работал в Москве репортером французского издания.

История создания самолета лучше всего передает неповторимый колорит довоенных лет: увлечение авиацией, фейерверк рекордов и перелетов. Именно в те годы появилась идея отметить юбилей Максима Горького наименованием в его честь самолета-гиганта для агитационной эскадрильи.

Разработка проекта и постройка воздушного судна были поручены ЦАГИ. Проектирование самолета осуществлялось бригадой тяжелых самолетов В.М. Петлякова  под общим руководством А.Н. Туполева, ведущим инженером был назначен Б.А. Саукке.

АНТ-20 был создан в очень короткий срок. Строительство машины началось 4 июля 1933 г., а 18 августа 1934 г. после заводских испытаний летательный аппарат был передан в агитэскадрилью имени Горького.

«Максим Горький» был настоящим чудом техники для своего времени. Его размерам и полетному весу мог «позавидовать» любой, даже самый большой самолет мировой авиации. Длина машины составляла 33 м, высота – свыше 11 м, размах крыла – 63 м. Многотонная громада летала со скоростью 260 км/ч. Кроме 8 членов экипажа, самолет вмещал 72 пассажира.

Многое на «Максиме Горьком» было в новинку даже опытным инженерам. Например, крыло необычно большого удлинения. Отношение размаха крыла к его средней хорде (ширине) составляло 8,2. Такой формой несущих поверхностей не обладала еще ни одна тяжелая машина. А к этому стремились все авиаконструкторы: чем больше удлинение крыла, тем ближе оно по своим характеристикам к крылу, идеальному по аэродинамическому качеству, но, к сожалению, немыслимому с точки зрения прочности. Была найдена золотая середина — в этом и сказался талант и опыт конструкторов, сумевших сделать гигантское крыло жестким и прочным.

К сожалению, 18 мая 1935 г. «Максим Горький» потерпел катастрофу. Построенный после его гибели пассажирский вариант (ПС-124) летал на линии «Аэрофлота» до 1942 г.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»

Тел.: +7 (495) 556-40-32, +7 (495) 556-40-38

E-mail: press@tsagi.ru

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика