Вновь о тайне гибели Юрия Гагарина.

МиГ-15УТИ

«САМ ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ»

27 марта 2018 года исполняется 50 лет со дня гибели Героев Советского Союза  первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и лётчика-испытателя 1 класса Владимира Сергеевича Серёгина.

В этот день они взлетели на учебно-тренировочном истребителе УТИ МиГ-15 для выполнения обычного контрольного полёта. Юрий Гагарин давно добивался разрешения на самостоятельные полёты на истребителях. Ведь до прихода в отряд космонавтов это была его страсть и специальность. Космос – это, конечно, просто фантастика, но и о свободных полётах на истребителе душа тосковала. В этом полёте Серёгин должен был проверить полную готовность Гагарина к самостоятельным полётам после длительного перерыва в них. И тогда, по возвращении из этого контрольного полёта, Юрий Алексеевич пересел бы в одноместный истребитель МиГ-17, и его очередная мечта осуществилась бы… Но этому не суждено было случиться: самолёт не вернулся из полёта.

Все данные, которые здесь приведены, взяты мною из официальных сообщений членов Государственной комиссии, расследовавшей катастрофу, и последующих публичных выступлений участников этого расследования. Я только делаю свои выводы. И делаю это только для того, чтобы внести свою лепту в противодействие массе нелепых предположений, сплетен и просто вымыслов, которыми обросла одна из драматичных историй  XX века. Доходило даже до того, что когда на месте разбившегося самолёта не обнаружили парашютов, которыми пилоты не успели воспользоваться, то родились слухи, что они всё же спаслись на этих парашютах и мигрировали куда-то к инопланетянам или в сибирскую тайгу, подальше от мирской суеты. Мистику, конечно, быстро развеяли: парашюты нашлись у местных мужичков, которые первыми успели к разбившемуся самолёту. Спасать было некого, вот они и прихватили «на память»… Истину быстро выяснили, но слухи остались.

Была назначена государственная комиссия по расследованию причин катастрофы. Перерыв множество документов, она выявила большое количество различных нарушений, допущенных всеми, кто был каким-то образом причастен к этому полёту, но никак не прояснила причин катастрофы. Большинство из этих вскрытых нарушений имели отношение к происшедшему примерно такое же, как «застёгивал ли Серёгин свой мундир на все пуговицы или допускал какие-то вольности?». Ведь и это нарушение в каком-то смысле…

Полётное задание Гагарина состояло из полёта в пилотажную зону и выполнения в ней ряда фигур высшего пилотажа. Но вместо выполнения 20-минутной программы пилотирования Гагарин прервал выполнение задания уже через четыре минуты и попросил разрешение на возврат на аэродром. И именно этим «незначительным фактом» разрушаются все многочисленные версии о внезапном столкновении, сближении и даже похищении их из самолёта инопланетянами. Никакой внезапности просто не было. Гагарин совершенно спокойно доложил о принятом решении. А уже через 55 секунд его самолёт врезался в землю на выходе из крутого пикирования. Эти факты признаны всеми комиссиями. Что же случилось за эти секунды? Этого не знает никто, но искать надо в причине, по которой он отказался от дальнейшего выполнения задания, а не в каких-то мифических посторонних силах. Потому что 55 секунд – это и есть время, ушедшее на срочное снижение самолёта с высоты 4200 метров до земли. Таким образом, именно событие, из-за которого Гагарин прервал выполнение задания, вынудило его как можно скорее снизить высоту полёта. Это можно было сделать или очень крутым пикированием, или переворотом.  Предположения о срыве самолёта в штопор из-за сближения самолёта с другой машиной, с шаром-зондом и даже с гусями – выдумки людей, никогда не летавших на истребителях типа МиГ-15. Этот самолёт увернётся, развернётся, но в штопор от этого не свалится. На первом курсе лётного училища у нас был лётчик-инструктор капитан Журавлёв. Прядь седых волос он заработал, попав на таком же самолёте в исключительно сложную ситуацию. Его «МиГ» на посадке, перед самой землёй, под действием каких-то непонятных воздушных потоков, перевернуло вверх колёсами. Гибель казалась неминуемой, но лётчик справился с ситуацией, и самолёт его не подвёл. Буквально через мгновенья самолёт вернулся в обычное положение, и тут же колёса коснулись бетонки посадочной полосы.

Комиссия по расследованию причин гибели Юрия Алексеевича Гагарина и Владимира Сергеевича Серёгина перечислила множество нарушений подготовки и проведения полёта (опоздание вылета, наличие подвесных баков при полёте в зону, отсутствие радиолокационного контроля, наличие облачности, отсутствие каких-то записей в лётных книжках и т.д. и т. п.), не имеющих прямого отношения к случившемуся.  Лётчик-космонавт Г.Т. Береговой высказался по этому поводу честнее: он просто сказал, что катастрофа произошла «из-за неблагоприятного стечения обстоятельств». Тем самым он выразил свою уверенность в непогрешимости пилотов, в том, что не рутинные нарушения, а обстоятельства оказались сильнее их.

Весть о гибели Гагарина застала меня и моих двух товарищей, когда мы стали студентами третьего курса МАИ, переведясь с последнего курса Качинского ВВАУЛ. В нём последние два года мы летели как раз на МиГ-15, МиГ-17, и у нас ещё очень свежи были ощущения от этих полётов. Наше однозначное мнение было в том, что катастрофа произошла в тот момент, когда Серёгин по какой-то причине не мог воздействовать на ситуацию. Например, просто задремал. Такое иногда случается с инструкторами, когда подопечный ему курсант уже делает всё хорошо и грамотно. Почему мы были в этом уверены? Да потому что у нас перед глазами ещё были такие пилоты-инструкторы, прошедшие войну. Серёгин не допустил бы срыва самолёта в штопор и в любом случае спас бы Гагарина, первого космонавта – гордость и любовь всего народа.. Даже ценой собственной жизни.

Но некоторые специалисты сейчас утверждают, что именно Серёгин, а не Гагарин до конца пилотировал самолёт. Это они обосновывают тем, что на педалях отпечатались следы от его ног. Но, уважаемые господа «следователи», в этом самолёте пилоту просто некуда больше деть ноги. Для них нет другого места, кроме педалей. А если вы не обнаружили отпечатков ног Гагарина в его кабине, то просто думайте, куда они подевались, т. к. они, конечно, были с момента его посадки в кабину. Если вы их действительно не нашли, то могу предположить, что к моменту удара самолёта о землю Юрий Алексеевич мог инстинктивно сгруппироваться и снять ноги с педалей. Это дополнительно подтверждает, что Гагарин контролировал ситуацию. Но, скорее всего, отпечатки были стёрты при разрушении самолёта.

Проведённые анализы крови показали, что в них не обнаружен адреналин. Это говорит о том, что оба пилота до момента катастрофы не испытывали никаких стрессов. Значит, не было никаких опасных сближений с какими-либо летающими объектами: ни с воздушными зондами, ни с НЛО, ни с другими самолётами. А также не было никаких срывов в штопор.

Вынужден подробнее остановиться на существующей в настоящий момент основной версии: воздействие на их самолёт постороннего Су-15, который из хулиганских побуждений якобы промчался в непосредственной близости с ними на сверхзвуковой скорости. Давайте просто представим, что в такой ситуации ощутили бы Гагарин и Серёгин. Для них это был бы эффект взрыва, который мог не только перевернуть их самолёт, но и разрушить его. Ведь при полёте на сверхзвуковой скорости самолёт создаёт столь мощную волну уплотнённого воздуха, что она способна, как и взрывная волна, разрушить даже наземные строения. Поэтому на таких скоростях запрещено летать ниже 10 000 метров. А тут в непосредственной близости. И почему же тогда пилоты не сообщили об этом руководителю полётов? Единственной причиной этого могла быть только сильная контузия. То есть они оказались бы в бессознательном состоянии. Но в такой ситуации самолёт бы просто неуправляемо падал, а он находился в состоянии интенсивного вывода из крутого пикирования. Ну и отсутствие в крови адреналина подтверждает правильность моих выводов. Кроме того, категорически не могу согласиться с версией хулиганского поступка со стороны лётчика, пилотировавшего в это же время Су-15 – заслуженного лётчика-испытателя, Героя Советского Союза.

Позже из различных телепередач я узнал о том, что у Серёгина (по версии космонавта В.В. Коваленка. – Прим. ред.) была язва желудка. Более того, у него, оказалось, были проблемы и с сердцем. Неизвестно, конечно, в какой стадии были эти заболевания и можно ли было вообще допускать его к полётам. Именно эти два факта – досрочное прекращение выполнения задания в пилотажной зоне и наличие у Серёгина серьёзных проблем со здоровьем – стали последними элементами мозаики дум и сомнений, которыми у меня выложилась вся картина происшедшего.

А именно: при выполнении первых фигур задания – двух виражей, Серёгину стало плохо, очень плохо. От перегрузок, да ещё в условиях разряженной атмосферы мог случиться сердечный приступ или прободение язвы. Таким образом, он вышел из рабочего состояния и больше не мог активно участвовать в пилотировании самолёта. Юрий Алексеевич, конечно, прекращает выполнение задания и запрашивает разрешение на возврат на аэродром. При этом, понимая сложность ситуации и желая как можно скорее вернуть Серёгина на базу, он принимает решение выполнить переворот, тем самым скорейшим образом развернуть самолёт на обратный курс и одновременно снизиться на нужную высоту.

Конечно, он мог бы потихоньку, ничем не рискуя, развернуться, снизиться до нужной высоты и произвести посадку. Но были бы потеряны драгоценные минуты. А сколько их оставалось у Серёгина, никто не знал. В случае прободения язвы у него, возможно, даже открылась кровавая рвота, которая в условиях пониженного атмосферного давления на высоте полёта могла быть очень интенсивной. К тому же, как выяснила комиссия, герметичность кабины была нарушена. Следовательно, понижение атмосферного давления в кабине было значительным (почти в два раза ниже, чем на земле), что сильно усугубило ситуацию.  Поэтому быстрое снижение должно было облегчить состояние Серёгина. Думаю, что Юрий Алексеевич, как космонавт, прекрасно понимал это.

Кстати, в период этой роковой минуты в радиоэфире были зафиксированы чьи-то непонятные слова: «Высота 2000 метров». Непонятные потому, что всегда, прежде чем говорить в эфир, пилот называет свой позывной, чтобы было понятно, от кого идёт информация. У лётчиков этот порядок отработан до автоматизма. У Гагарина был позывной «625». И если он сказал эту фразу, не называя своего позывного, значит, он это говорил не для руководителя полётов. Гагарин это сказал для Серёгина, чтобы дать ему ориентир на приближающееся облегчение и прибытие к аэродрому. Возможно в таких сложных условиях Гагарин просто перепутал кнопки, которые находятся совсем рядом. И нажал вместо кнопки СПУ (самолётное переговорное устройство) кнопку передатчика. Вот все и услышали то, что предназначалось только Серёгину.

Уйти из зоны переворотом было очень грамотным решением в этой ситуации. Но переворот – весьма коварная фигура. Здесь нельзя ни на секунду опоздать ни с уборкой оборотов двигателя, ни с началом вывода самолёта из пикирования. Что-то сделал чуть не так, даже начал переворот не из горизонтального полёта, а на снижении, и потеря высоты –значительно больше расчётной. Тем более в условиях сплошной облачности. (Переворот – это фигура высшего пилотажа, при которой пилот переворачивает самолёт вверх колёсами и вводит его в отвесное пикирование как бы через спину, с изменением направления полёта при выходе из пикирования на 180 градусов).

Думаю, что здесь самолёт потерял много высоты не из-за неточностей в пилотировании, хотя Юрий Алексеевич и имел длительный перерыв в лётной практике, а потому, что он это сделал сознательно, с тем чтобы перегрузкой, которая при этом обязательно возникает, не причинять Серёгину дополнительных страданий. Он считал, что высоты 4200 метров ему вполне хватит на столь плавный выход из пикирования. Но когда самолёт пробил облака и Гагарин увидел землю, он понял, что потеря высоты слишком большая. Гагарин сделал всё, что только можно было сделать в такой ситуации. Он пытался вывести самолёт из этого пикирования. При этом создалась 10–11-кратная перегрузка. Даже при 8-кратной перегрузке у пилота темнеет в глазах, а 12-кратную не всегда выдерживает и самолёт. И всё же Юрию Алексеевичу не хватило каких-то 200 метров высоты для завершения вывода самолёта из пикирования. Он пытался спасти друга и как можно скорее доставить его к врачам. Но обстоятельства оказались сильнее его. Юрий Алексеевич поступил как настоящий мужчина, как лётчик, как верный друг, как космонавт, презирающий смерть при выполнении своего долга. Девиз русского воинства: «Сам погибай, а товарища выручай» являлся для него святым.

Я уверен, что всё было именно так. Как я додумался до такой разгадки катастрофы? Да потому, что никогда, ни на секунду не сомневался в профессионализме, чести и достоинстве этих людей. И что они никогда даже не могли подумать, кому катапультироваться первым, чтобы с большей вероятностью самому остаться живым. Такими изысканиями некоторые просто оскорбляют память о них. Поэтому хочется, чтобы прекратились все сплетни, домыслы и надуманные обвинения, в том числе и пилотов других самолётов.

Призываю всех 27 марта этого года, в 50-летие скорбной даты, помянуть славных русских воинов и героических людей – Юрия Алексеевича Гагарина и Владимира Сергеевича Серёгина – по русскому обычаю…

Автор  Юрий ДОЦЕНКО

Справка об авторе: https://www.aviapanorama.ru/2017/09/chtoby-katastrofy-nikogda-ne-povtoryalis/

Редактор – Николай ЯКУБОВИЧ

 

1 Комментарий для Вновь о тайне гибели Юрия Гагарина.

  1. Мой муж (бывший лётчик) и я посмотрев передачу с официальными версиями о последних минутах легендарных летчиков пришли к точно такому же выводу как уважаемый автор статьи. Особенно после слов Марины Попович о том что Серегин страдал язвенной болезнью. Прободение язвы описывается в учебнике по гастроэнтерологии как «удар ножом в области эпигастрия». Резкая боль и потеря сознания. Многочисленные комиссии, годы расследования, масса невинно наказанных и десятки конспиративных теорий. А ведь только лишь два факта по настоящему ставят все на свои места: 1.Запрос на преждевременное возвращение на аэродром. 2. Гагарин запрашивает, не Серегин. Хотя по субординации Серегин, как инструктор должен был запрашивать. А он просто не мог, по причине что был или без сознания или в состоянии близком к нему. Ну а что случилось потом очень точно и детально об’яснил автор этой статьи. Я не могла поверить, что кроме нас никто не предположил о таком течении событий и начала искать в Интернете. И вот. Благодарна Вам за эту статью.

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика