Здесь готовят качественный резерв для ВВС России

Военная кафедра Ульяновского института гражданской авиации им. Б.П. Бугаева

Военная кафедра – это структурное подразделение на базе гражданского высшего учебного заведения, реализующее специальные образовательные программы по военно-профессиональному обучению и практической подготовке специалистов, необходимых федеральным государственным органам военного управления (силовым ведомствам) в плане мобилизационной подготовки и развёртывания войск и сил в угрожаемый период или с началом боевых действий, военных конфликтов, связанных с отражением агрессии любого противника, защищая целостность государства, в интересах своего военно-политического, экономического суверенитета, согласно конституционному долгу каждого гражданина нашего Отечества.

Download PDFСкачать статью в формате PDF

Недаром в нашем народе ещё с исторических времён прижилась поговорка «запас карман не тянет».  Хотя многие из современных экономистов и некоторых политиков считают излишними затраты, выделяемые бюджетом на оборону, в том числе и на специальную заблаговременную военно-профессиональную подготовку студентов гражданских высших учебных заведений.  Для уяснения смысла такого вида обучения и развенчания противоречивых суждений в обществе об «излишествах» военной подготовки, а также для понимания целесообразности и необходимости подобной деятельности государственных органов исполнительной власти, направленных на потенциальное укрепление обороноспособности государства, беседуем с начальником военной кафедры Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева – полковником Хаертдиновым Ильгизаром Миннисламовичем.

Мы с Вами знакомы много лет, хорошо понимаем важность работы, которая проводится в ВУЗах страны военными кафедрами, но как бы Вы охарактеризовали для непосвящённого в вопросы функционирования военных кафедр в современных условиях значимость своей работы.

– Выросло уже три поколения людей, не испытавших на себе, что такое, по большому счёту, серьёзная война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для многих из нас и особенно гражданских людей становится естественным и привычным делом. В октябре истекшего года российская военная общественность отмечала сто лет со дня рождения Маршала Советского Союза Н.В. Огаркова. В контексте рассматриваемой темы нельзя не напомнить высказывание этого выдающегося отечественного военачальника: «…недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность опасное явление, чреватое тяжёлыми последствиями». В этих словах – основа для ответа на еще имеющее место недопонимание в обществе значимости существования военных кафедр. Мы работаем на будущее, на предотвращение рисков, связанных с периодически возникающими вопросами по отражению притязаний к территориальной целостности государства и незыблемости наших границ. Это – если коротко.

Ильгизар Миннисламович, расскажите, пожалуйста, об истории формирования вашей кафедры.

– Военное обучение курсантов Ульяновского института ГА является неотъемлемой частью общевузовс­кого курса образования. Специальная военная подготовка проводится в органи­чном единстве с профессиональной подготовкой по сопутствующим основным дисциплинам будущих специалистов воздушного транспорта, что является важной отличительной особенностью нашей работы вообще. Вот почему логично было в своё время организовать военную подготовку специалистов при Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации, которые по своим будущим профессиям в угрожаемый период должны быть способны эффективно выполнять и задачи военного времени при минимальном объёме их переподготовки или, точнее – доподготовки при вводе в строй.

Наша военная кафедра была образована на основании Постанов­ления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1280, по согласованию с Генеральным штабом, по указанию началь­ника Главного управления кадров и военного образования МО РФ от 25 марта 1996 г. № 173/4/5912/65-27 и по приказу начальника Ульяновского ВАУ ГА от 5 июня 1996 г. № 155. Организационно-штатными мероприятиями по формированию нового структурного подразделения в училище было поручено заниматься полковнику Шокурову Александру Фёдоровичу. Затем, в период 1998-2010 гг., военной кафедрой командовал полковник Ме­щеряков Виктор Александрович.

За этот период была подготовлена учебно-методическая база, сформирован коллектив кафедры, наработан опыт общевоинской и специальной военно-технической подготовки курсантов по соответствующим военно-учётным специальностям (ВУС). В ходе становления кафедры согласовывались и уточнялись специальные программы обучения и практической подготовки будущих офицеров запаса. В основном наша подготовка специалистов была тесно связана с возможностями пополнения кадрового резерва для подразделений ВВС Минобороны России. Вся работа в этом направлении осуществлялась, основываясь на базовой подготовке, при теоретическом и практическом профессиональном освоении тех или иных дисциплин и в целом специальностей, которые курсанты осваивают в ходе обучения в нашем ВУЗе.

Каким образом организационно обеспечивается обучение и военная подготовка на кафедре?

– На военное обучение в Ульяновском институте гражданской авиации отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей военной кафедры, кроме того, 144 часа – на учебные сборы. Конкретное количество часов по военным дисциплинам и их распределение по видам занятий определяется программами военного образования в зависимости от воинской специальности. Учебные занятия на военной кафедре проводятся, как правило, методом так называемого «военного дня» продолжительностью 9 академических часов, из которых 6 часов приходится на учебные занятия и 2 – на самостоятельную подготовку курсантов.  Дополнительно распорядком дня на кафедре предусмотрено время на организационную и воспитательную работу, а также на проведение различных тренировок.

Теоретические занятия с курсантами по специальным дисциплинам проводятся, как уже отмечалось, на базе знаний, навыков и умений, получаемых ими в ходе освоения общеобразовательных и технических дисциплин по основной образовательной программе ВУЗа.  Тем более, при подготовке, например, специалистов командных пунктов боевого управления мы привлекаем к обучению по соответствующей военно-учётной специальности тех лиц, которые осваивают свою будущую профессию диспетчера по управлению воздушным движением и специалистов по использованию воздушного пространства.  Следовательно, это курсанты, правильно понимающие и знающие многие технологические процессы и процедуры, как говорится, уже усвоившие «азы» систем управления и хорошо представляющие себе возможности контроля воздушного пространства… Им остаётся изучить и дополнительно освоить новые боевые радиотехнические, локационные, пеленгационные и связные системы командных пунктов управления и наведения авиации.  Усвоить особенности боевых процедурных процессов, тактических приёмов, регламента службы и чётко представлять своё место, как говорится, в оперативно-тактических порядках авиационных подразделений и частей.

Для теоретической и учебно-методической подготовки на военной кафедре имеется  три основных функциональных цикла.

Цикл №1 «Воздушная навигация и боевое применение», где проводятся занятия с курсантами института с первого года обучения на военной кафедре по следующим дисциплинам: основы авиационной техники, техническая подготовка, штурманская подготовка, воздушная навигация и боевое применение. Цикл располагает четырьмя специализированными аудиториями.  Кроме того, теоретические, практические и учебно-методические занятия проводятся на самолёте Ил -76 и на тренажёрном комплексе КТС «Ил-76».

Цикл №2 «Управление авиацией», на котором проводятся занятия с курсантами по следующим дисциплинам: тактика ВВС, теория и методика управления авиацией, боевое управление авиацией и основы авиационной техники. Цикл располагает тремя специализированными аудиториями, одна из которых представляет собой компьютерный класс. Характерной особенностью учебного процесса является отработка практических навыков по наведению на воздушные и наземные цели с использованием ТСО и  компьютерных программ.

Цикл №3 «Общевоенные дисциплины».  На этом цикле проводятся занятия со всеми студентами первого года обучения на военной кафедре по следующим дисциплинам: общевоенная подготовка, общественно-государственная подготовка, общая тактика, физическая подготовка, методическая подготовка, основы безопасности военной службы, противопожарная подготовка. Цикл располагает двумя специализированными аудиториями, оборудованными для занятий по топографической, огневой, тактической, военно-медицинской подготовке, по РХБЗ и по общевоинским уставам. Кроме того, имеется строевой плац для проведения занятий по строевой подготовке.

 Если зашёл разговор о подготовке конкретных специалистов, целесообразно, по возможности, перечислить те воинские специальности, подготовка по которым осуществляется кафедрой.

– В последние несколько лет в военном руководстве страны прошли значительные изменения в «идеологии» процессов подготовки специалистов запаса. Не вникая во все нюансы, необходимо отметить, что «номенклатура» и потребность в подготовке военных специалистов значительно расширилась. На сегодня военная подготовка курсантов осуществляется по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса. Эта работа проводится с целью решения государ­ственной задачи по накоплению более широкого диапазона профессионального резерва Вооружённых Сил России на военное время, с учётом развития современных военных доктринальных положений, связанных с формированием профессиональной армии в целом.

При обучении на кафедре курсанты проявля­ют большой интерес к освоению военных специ­альностей. Многие молодые люди понимают то, что получение дополнительного военного образования прививает им необходимые качества, присущие настоящим мужчинам, вырабатывает в них моральный дух, стойкость, дисциплинированность и, тем самым, расширяет их потенциаль­ные возможности в последующей трудовой деятельности, по­зволяет им почувствовать себя более уверенными в «завтрашнем дне»…  Это в общих чертах.

Теперь о специализации. Кафедра осуществляет подготовку по отдельным воинским специальностям, направлениям, профилям.  Во-первых, ведётся подготовка офицеров запаса по военно-учётным специальностям: «Боевое применение соединений, воинских частей и подразделений ВТА»; «Боевое управление полётами авиации с пунктов управления»;
«Штурманская авиационная подготовка» (кроме морской).  Во-вторых, совсем недавно (2014 г.) на нашей базе организовано новое направление по подготовке сержантов и солдат запаса по ВУС: «Эксплуатация радиосвязного оборудования самолётов и вертолётов» и «Подготовка старших воздушных радистов». Такое разнообразие возможного получения военного образования на кафедре – это и есть новый, «инновационный» подход вообще к подготовке специалистов запаса.

Какие основные предметы курсанты изучают, приходя на вашу кафедру?

– В обобщённом виде основными дисциплинами военного обучения являются: общевоенные дисциплины, общая тактика, тактика ВВС, основы авиационной техники, воздушная навигация и боевое применение средств поражения, штурманская авиационная подготовка, боевое управление авиацией, теория и методика управления авиацией.

Традиционно учебными программами предусмотрена сдача контрольных работ, зачётов и экзаменов по окончанию того или иного курса дисциплин. К итоговым экзаменам допускаются курсанты, выполнившие и освоившие в полном объёме программу военного обучения и положительно аттестованные по общему курсу обучения в ВУЗе.

Кроме того, наши курсанты проходят учебные сборы, которые являются составной частью военной подготовки. «Сборовая» подготовка предназначена для практического обучения курсантов: по эксплуатации, ремонту, боевому применению вооружения и военной техники; по совершенствованию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы; общевоинской и физической подготовки; для отработки упражнений, приёмов и нормативов, определённых уставами, наставлениями и руководствами. Предусмотрено выполнение других учебно-боевых задач (стрельбы, применение средств индивидуальной защиты, организация охраны и обороны объектов), а также приобретение курсантами опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению. Подобные сборы  проводятся один раз за все время обучения. Продолжительность учебных сборов 30 суток.

Курсанты, оканчивающие высшее учебное заведение, по завершении учебных сборов проходят итоговую аттестацию по военной подготовке в воинской части. В ходе ее устанавливается уровень их теоретической и практической подготовки для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам военных кафедр. Курсантам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваивается первое офицерское звание «лейтенант». Присвоение офицерских званий приурочивается к окончанию ВУЗа.  Кстати, с момента образования военной кафедры аттестованы на присвоение воинского звания «лейтенант» более 2300 курсантов.

Ильгизар Миннисламович, уточните, пожалуйста, критерии и возможности для прохождения военной подготовки. Имеет ли право каждый, поступивший на очное обучение на любой факультет, на любую специальность, платно или на «бюджете» пройти у вас обучение? 

– Да, практически каждый желающий получить дополнительную военную подготовку может претендовать на обучение на нашей кафедре, но… Кандидат на обучение должен, прежде всего, соответствовать по здоровью и физическим данным требованиям, предъявляемым к призывнику Вооружённых Сил по выбранной соответствующей ВУС. Если кого-то это интересует подробно, у нас отработана целая методика проведения основного отбора граждан, изъявивших желание пройти военную подготовку. Настоящий документ разработан в соответствии с Положением о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 152 от 6 марта 2008 года.

Принимая решение об обучении на военной кафедре, необходимо учитывать не только собственное желание пройти военную подготовку по соответствующему курсу обучения, но и оценить реально свои физические и морально-психологические возможности, так как труд современного студента, а в нашем случае, курсанта, во многом очень сложен и специфичен. Он связан с освоением большого объёма учебно-методического материала, с процессом познания сложных закономерностей при усвоении разделов различных видов наук, отдельных специфических дисциплин, с потребностями овладения практическими навыками и умениями, которые в системной связи со знаниями необходимы для будущей профессиональной деятельности на воздушном транспорте вообще.

Не скрою, мы выбираем для обучения лучших, т.е. способных, ответственных, дисциплинированных.  Подчеркну, уникальность военной кафедры при УИГА им. Б.П. Бугаева заключается ещё и в том, что она является единственной кафедрой, которая занимается подготовкой, наряду с вышеназванными военно-учётными специальностями, кадрового резерва – лётчиков и штурманов в интересах Воздушно-космических сил Минобороны России.

Характер современной вооружённой борьбы и ведения боевых действий зависят не только от развития военного дела, военной мощи государства, но и от духовного фактора, под которым следует понимать состояние общественного сознания, морального духа и готовности народа и личного состава Вооруженных Сил, а, следовательно, и контингента запаса стойко переносить все тяготы и лишения, не утрачивая при этом воли к победе. Вы, конечно, уже поняли, что мой следующий вопрос – о военно-патриотическом воспитании курсантов на военной кафедре…

– Действительно, эта работа является важной и определяющей. Коллектив военной кафедры правильно понимает свою задачу и стремится не только давать курсантам соответствующие профессиональные военные знания, но и заниматься воспитательными процессами. У нас проводится боль­шая военно-патриотическая работа, в том числе в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». На базе военной кафедры создан и действует военно-патриотический клуб Ульяновского института ГА «Сокол».

Необходимо отметить, что на базе нашего института функционирует Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (см. «Авиапанорама» №6-2007. https://www.aviapanorama.su/wp-content/uploads/2007/12/AP6-07_58-60.pdf . – Прим. ред. ). Он образован в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники и создания экспозиции, отражающей славный путь гражданского воздушного флота страны.  Открытие музея состоялось в августе 1989 года. С 1999 года музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ. Музею присвоено звание «Народный». Общее количество экспонатов составляет более 9290 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов – подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времён зарождения авиации и до наших дней.

Нельзя не напомнить, что в годы Великой Отечественной войны Курсы высшей лётной подготовки (ВЛП) и Лётный Центр (предшественники нашего института) направили в действующую армию 104 своих лучших инструкторов, из них 26 человек погибли. Всего на базе Курсов для фронта за время войны было подготовлено 7833 специалиста летно-подъёмного состава. Этот уникальный опыт и исторический патриотический потенциал в процессе обучения используется всеми подразделениями и кафедрами института.

Для военной кафедры это является одновременно наглядным связующим звеном, где демонстрируется на конкретных примерах связь времён и возможностей по использованию авиационной техники, кроме того – это примеры гражданских лётчиков, авиационных специалистов, призванных из запаса по достойному выполнению государственных задач в тяжёлые годы войны. Это и есть элемент воспитательного характера для современной молодёжи.  При этом наши специалисты кафедры помогут во всем правильно разобраться с позиций преданности и беззаветного служения  Отечеству, гордости за отечественную авиацию и её героев.

Во внеурочное время на кафедре регулярно проводятся различные встречи с интересными людьми, героями и земляками, которыми по праву гордится наша страна, которые могут служить достойным примером будущим авиаторам. Например, военную кафедру в последние годы посещали: дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт генерал Горбатко В.В. (из состава первого отряда космонавтов, который работал и готовился вместе с Ю.А. Гагариным), Герой России Главнокомандующий ВВС с 1991 г. по 1998 г. генерал армии Дейнекин П.С., Герой России заслуженный штурман-испытатель полковник Ирейкин Г.Г. (уроженец с.Акшуат Ульяновской обл.), Герой России лётчик-космонавт полковник Самокутяев А.М. и многие другие специалисты гражданской и военной авиации, которые руководят большими авиационными коллективами, имеют значительный опыт работы в транспортной отрасли, российской экономики и военных структурах.

Регулярно встречаясь с Вами не только в стенах института, но и в Москве на различных общественных мероприятиях, хотелось бы подтвердить нашим читателям тот факт, что начальник военной кафедры Ульяновского института гражданской авиации является одним из активных сторонников всеобъемлющей подготовки курсантов, обучающихся не только на военной кафедре, но и в целом по институту…  

– Спасибо за признание наших скромных заслуг, но многое нам удаётся сделать в этом направлении, безусловно, благодаря постоянной поддержке и вниманию нашего ректора Краснова Сергея Ивановича, который ревностно относится к общей системе подготовки кадров для российской авиационной транспортной отрасли в целом и к военной и патриотической подготовке и воспитанию курсантов, в частности.  Так, с его одобрения мы стали региональными представителями Общероссийской общественной патриотической организации «Военно-спортивный союз М.Т. Калашникова» (ООПО ВCC) по Ульяновской области.  10 ноября 2017 года приняли участие в мероприятиях, посвящённых 98-летию великого конструктора в Колонном зале Дома Союзов в Москве. В рамках работы Второго съезда ООПО ВCC М.Т Калашникова наша команда завоевала первое место по неполной разборке и сборке автомата АК-74 в командном зачёте. Кроме того, наше региональное отделение было признано лучшим среди 69 российских регионов по работе с молодёжью.

По инициативе военной кафедры была  организована  поездка по местам боевой славы наших земляков. Побывали, к примеру, в деревне Чернушки Псковской области, где совершил свой подвиг наш земляк Александр Матросов. Там же приняли участие в торжественном перезахоронении останков шестидесяти одного из погибших советских воинов в период Великой Отечественной войны на Псковщине. Среди тех героев, которых предстояло перезахоранивать, был и лейтенант Долгов Иван Дмитриевич, командир экипажа самолёта ДБ-3, уроженец Карсунского района Ульяновской области, числившийся до того времени без вести пропавшим с 1941 года, как не вернувшийся с боевого задания.

Ещё об одном значительном событии хотелось бы рассказать, когда у нас состоялась рабочая встреча с членами псковского поискового отряда. Накануне они нашли  останки двух бойцов 154-й стрелковой дивизии. Один из них был опознан по медальону, который был при нем. Им оказался Королёв Пётр Филиппович, уроженец села Старая Майна Ульяновской области. Поисковики передали останки ульяновской группе для официального перезахоронения на родной земле. В церемонии перезахоронения останков красноармейца П.Ф. Королёва в его родном селе вместе с его родственниками и односельчанами, представителями районной администрации и различных общественных областных организаций приняли участие и наши курсанты.

Ежегодно ко дню победы проводим творческий конкурс «Песни нашей Победы» среди всех учебных заведений Ульяновской области. Активно участвуем в юбилейных торжественных шествиях и парадах. В день Победы организовали торжественную вахту памяти у бюста нашего земляка дважды Героя Советского Союза, лётчика-новатора Великой Отечественной войны Полбина Ивана Семёновича.

С  2016 года участвуем в  программе авиапоиска  «Небо Родины», когда по архивным данным осуществляем обследование мест, где  терпели крушение наши самолёты во время войны. Так, в одном из случаев наши поисковики обнаружили фрагменты обшивки фюзеляжа пикирующего бомбардировщика Пе-2. Найдены номерные детали скоростного бомбардировщика СБ, которые позволят подтвердить его принадлежность к авиационному подразделению, а также уточнить судьбу экипажа, выполнявшего боевые вылеты в районе города Можайска в октябре 1941 года.

Совместно с другими подразделениями и кафедрами  института военная кафедра готова и впредь участвовать во всех патриотических начинаниях, общественных и социально значимых мероприятиях.

Завершая нашу беседу, хотелось бы обсудить с Вами возможные перспективы в работе и развитии военной кафедры Ульяновского института гражданской авиации.  

– Во-первых, согласно перспективному плану развития военного образования Министерства обороны России, рассматриваются предложения о создании на базе военной кафедры УИГА Военного учебного центра. В нём возможно будут проходить теоретическое обучение по различным военно-учётным специальностям и первоначальную военную подготовку студенты других ВУЗов  Ульяновска. Сами понимаете, в этом случае потребуется коренным образом преобразовать нашу организационно-штатную структуру, усовершенствовать учебно-методическую базу. Расширять «географию» и «технологию» взаимодействия с воинскими частями и подразделениями, авиастроительным заводом, авиационными ремонтными предприятиями и полигонами. При этом будем опираться на опыт подготовки военных специалистов прошлых лет.

Во-вторых, развивать и совершенствовать подготовку военных специалистов запаса среднего профессионального звена, готовых проходить службу в войсках по контракту в категории сержантского состава. Деятельность кафедры в этом направлении, на наш взгляд, особенно важна, так как повышает общеобразовательный уровень военной подготовки значительно большего числа будущих специалистов государственной транспортной системы. А от ее слаженной работы в трудный период возникновения и развития, например, техногенных или природных катаклизмов, проявления иных нештатных ситуаций, не говоря уже о начале военных действий, антитеррористических конфликтов, будет зависеть оперативность переброски специальных частей и подразделений, эвакуация населения, предотвращение ущерба, за счёт мобилизационных мероприятий в государстве или хотя бы в отдельно взятом регионе.  При этом полученные знания и навыки военной подготовки офицеров и сержантов запаса позволят более качественно и с пониманием решать проблемные вопросы.  Кроме того, подготовленные нами специалисты «военных запаса» будут способны организовать людей вокруг себя, сплотить рабочие коллективы, укрепить исполнительскую дисциплину, первоначально взять на себя необходимое руководство, организовать работу по предупреждению того или иного ущерба, грамотно позаботиться о безопасности их жизнедеятельности в трудных ситуациях. А это уже само по себе много будет означать, согласитесь, в тех или иных критических условиях обстановки…

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное – коллектив нашей кафедры готов выполнять учебно-методический, мобилизационный план подготовки курсантов по имеющимся у нас программам специальной военной подготовки.  Продолжать всестороннюю патриотическую и воспитательную работу среди молодёжи нашего института, а также поддерживать социально значимые проекты молодёжной политики, которые получили на сегодня распространение в Ульяновской области, в качестве обязательной формы всеобъемлющего учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения, учащихся, курсантов и студенческой молодёжи в нашем регионе.

На наш взгляд, восстановление функционирования военных кафедр в ведущих гражданских высших учебных заведениях страны, является достаточно продуктивным и экономически обоснованным, правильным шагом по подготовке специалистов, особенно в гражданской авиации. При этом возможно уже сегодня рассмотреть вопрос восстановления военной подготовки и в учебном процессе структурных подразделений – филиалов нашего института, где обучаются будущие лётчики.   Однако пока нет соответствующей законодательной базы по подготовке специалистов «запаса» в учреждениях среднего профессионального образования, которыми являются, по сути, наши филиалы в Омске, в Сасово и в Красном Куте. Известно, что в прошлом, как правило, все гражданские лётчики имели специальную военную подготовку и первоначальные воинские звания офицеров запаса. В нашем случае реализовать  такую подготовку  не представляет большого труда. Было бы на то политическая воля, а о пользе подобной работы мы уже достаточно подробно поговорили.

Таким образом, у нас есть хорошие возможности и значительный потенциал, есть желание активно и хорошо работать – готовить и воспитывать достойных защитников нашей Родины на современном этапе её военно-экономического развития.

Ильгизар Миннисламович, спасибо за беседу.  Надеюсь, что для многих представленная в этом интервью информация будет интересной и полезной. Особенно для молодых людей, которые сегодня находятся на этапе выбора своей будущей профессии в авиации. Функционирование вашей кафедры способствует объединению двух самостоятельных направлений деятельности – военной и гражданской, не разделяя их принципиально. Действительно, как много полезного и эффективного для государства и профессионалов можно получить, совмещая подготовку и обучение в двух ветвях одной, по большому счёту, отраслевой авиационной составляющей!

Беседу вел Владимир ПОПОВ,  заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»,
кандидат технических наук, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика