Об исполнительской культуре в авиации

В.Козлов
Валерий КОЗЛОВ,
доктор медицинских наук, профессор, член Экспертного совета в области ГА России,
член Совета Общества расследователей
авиационных происшествий
Ни для кого не секрет, что производственная деятельность любого специалиста в авиации (пилота, бортпроводника, инженера, специалиста по обслуживанию пассажиров и т. д.) жёстко регламентирована нормами, правилами, функциональными обязанностями, технологическими процедурами, определённым порядком и последовательностью «пошагового» выполнения различных действий и операций для решения потенциальных проблем. Другими словами, основные и важные процессы функционирования системы, как правило, должны быть стандартизированы. Но как добиться строгого исполнения этих стандартов, чтобы исключить связанные с их несоблюдением возникающие несоответствия, которых, к сожалению, не мало? Этот, в общем-то, простой по форме вопрос оказывается далеко не простым в своей практической реализации. По нашему мнению, выход видится один – необходимо формировать у персонала культуру повсеместного соблюдения и исполнения стандартов.

В современных условиях сила воздействия культуры на безопасность полётов оценивается руководителями всех уровней в авиационной отрасли пока неадекватно. Точнее говоря, она значительно принижается, а если честно – практически почти не учитывается. Ведь, действительно, не просто понять влияние того, что не ощущается и, фигурально выражаясь, не может быть потрогано руками или немедленно не поступающее в «потребительскую корзину» в виде каких-то дивидендов. От этого возникают сомнения в силе действия культуры на безопасность полётов (БП), а потому и недооценивается ее роль. Еще больше непонятно введение в этих условиях нового понятия – культуры исполнения стандартов – и необходимость повсеместного формирования этого понятия у персонала. Хотя на сегодня в авиации уже успешно «эксплуатируются» (правда, не везде) три основных понятия, связанных с культурой: корпоративная этика и культура, культура безопасности и позитивная культура безопасности. И, тем не менее, без культуры исполнения стандартов нам не обойтись. Следует отметить, что культура исполнения стандартов не является самостоятельным направлением культуры, а представляет собой лишь слагаемое позитивной культуры безопасности. На практике это означает одно: если вы развиваете у себя в организации позитивную культуру безопасности, то будьте добры позаботиться и о внедрении культуры исполнения стандартов.
Как известно, стандарт в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других подобных объектов. Или стандарт – это тот идеальный образец, которого необходимо придерживаться в процессе труда. Существует несколько видов стандартов. Однако применительно к рассматриваемому вопросу важно выделять стандарты работы.
Стандарты работы – это последовательность определенных действий по выполнению работ, обеспечивающих достижение необходимого потенциально положительного результата. То есть стандарты описывают, «что» и «как» должны делать сотрудники для качественного выполнения своих должностных обязанностей. Отступление от стандартов – серьезный шаг на пути получения результата труда, не отвечающего заданным требованиям, а также приводящий к снижению безопасности полётов. Поэтому культура исполнения стандартов – это важный компонент позитивной культуры безопасности, который формирует у специалистов правильное понимание значимости стандартов в предупреждении негативных авиационных событий, а также внутреннюю потребность их строгого соблюдения и неприятие любых отклонений от них.
Разработка стандартов – первый шаг на пути повышения безопасности и эффективности деятельности специалистов. Вторым шагом является их строгое выполнение. Для этого необходима высококвалифицированная подготовка персонала, включающая формирование культуры исполнения стандартов. Вполне очевидно, что формирование у персонала правильного понимания стандартов, их роли в обеспечении безопасности и эффективности полётов, безопасности труда, а также строгого исполнения – актуальная задача при обучении, значимость которой ничуть не меньше, чем получение необходимых знаний и отработка навыков и умений. Другими словами, необходимо не просто обучать выполнению стандартных профессиональных действий, а прививать культуру исполнения стандартов, которая, как видно из определения, включает:
— во-первых, понимание значимости и роли стандартов в предупреждении авиационных событий. Безусловно, ни о каком исполнении стандартов не может быть и речи, если специалист не осознал их значимости и роли в производственной деятельности. Поэтому в процессе обучения крайне важно этого достигнуть;
— во-вторых, наличие внутренней потребности и мотивации строгого соблюдения стандартов. Благодаря полученной информации о значимости и роли стандартов, а также тщательному разбору случаев их невыполнения с анализом негативных последствий, у специалистов формируется внутренняя потребность и мотивация строгого соблюдения стандартов;
— неприятие любых отклонений от исполнения стандартов, невзирая на производственную необходимость и т. п. Наличие внутренней убежденности в исполнении стандартов позволяет специалисту требовательно относиться к выявляемым случаям их неисполнения.
Учитывая, что стандартные процедуры разрабатываются с опорой на научные знания, технологический порядок, опыт и особенности самих процедур, строгое соблюдение стандартов выступает гарантией предотвращения нарушений и дальнейших проявлений их негативных последствий. Стандарт, еще раз отметим, – это оптимальный способ выполнения производственной процедуры, обеспечивающий, с одной стороны, эффективность, а с другой – необходимую и достаточную безопасность.
Культура исполнения стандартов формируется путем реализации трёх базовых компонентов:
— первый компонент – понимание конкретным специалистом своего вклада в обеспечение БП через строгое выполнение стандартных процедур. Каждый специалист должен не просто знать порядок выполнения определенных профессиональных процедур, но и чётко представлять, как он своими действиями влияет на БП;
— второй компонент – чёткое понимание специалистом тех последствий для БП, которые имеют место при несоблюдении стандартов. Это крайне важный компонент, оказывающий существенное влияние на мотивацию специалиста. Если специалист плохо представляет последствия своих нестандартных действий, то усиливается влияние на его мотивацию факторов, провоцирующих несоблюдение стандартов. Если же понимание последствий правильное и полное, то специалист мотивирован только на стандартное выполнение процедур;
— третий компонент – полное представление специалистом о той ответственности, которую он понесёт в случае совершения нарушения, т. е. при сознательном (преднамеренном) выполнении нестандартного действия. Безусловно, знание о последствиях должно быть подкреплено теми материальными и административными издержками, которые будут иметь место в случае сознательного выполнения нестандартного действия, что по определению является нарушением. В рамках СУБП за ошибки не наказывают, т. к. они выполняются непреднамеренно (неосознанно) и обусловлены имеющимися системными недостатками (в отборе, обучении, регламентации режима труда и отдыха и т. д.). В случае, когда доказано, что специалист допустил преднамеренное нарушение, важно, чтобы он знал неотвратимость материальной или административной ответственности, которую понесёт. Закрепление в сознании жестких связей между нестандартным действием, последствиями и ответственностью является одним из инструментов, предупреждающих сознательное отступление от стандартов и формирующих внутреннюю потребность на недопущение нарушений.
Каждый специалист, обладающий сформированной позитивной культурой безопасности, должен правильно понимать, что только внутренний, а не внешний контроль выступает гарантом успешного выполнения стандартов. Обеспечение такого контроля опирается на четкое понимание смысла и значимости стандартов, как инструмента, направленного на получение качественного продукта с соблюдением мер безопасности. Любые мысли, связанные с несоблюдением стандартов в интересах производственной целесообразности, да ещё в условиях, когда внешний контроль отсутствует или незначительный, должны пресекаться наличием внутреннего контроля, сформированного на основе высокой духовности специалиста и закреплённой триадой взаимосвязи «нарушение – последствие – ответственность».
Основными факторами, провоцирующими специалиста на допущение нарушений, могут быть:
— низкий уровень духовного развития специалиста, для которого соблюдение стандартов рассматривается как ограничение «личной свободы», а, следовательно, привить ему культуру исполнения стандартов невозможно. Такой специалист живет по формуле «что хочу, то и творю, и никто мне не указ». Поэтому профессиональный психологический отбор с акцентом на оценку духовного состояния человека и испытательный срок требуют неформального к себе отношения, чтобы избежать допуска к работе людей с низким уровнем духовного развития. Особого внимания в этом плане требуют такие специалисты, которые пришли в авиацию, имея базовое не авиационное образование (это некоторые пилоты, бортпроводники, наземный персонал);
— низкий уровень духовного развития линейного руководителя, способного, в том числе ссылаясь на производственную необходимость, принудить специалиста отступить от стандартов. Понятно, что такие нарушения следует отнести к «спровоцированным», и их профилактику строить на совершенствовании системы управления персоналом. Линейные руководители, прибегающие к таким приёмам управления персоналом в процессе решения производственных задач, не должны находиться на своих должностях;
— искажение мотивации специалиста, проявляющееся через нарушение стандартов, может быть обусловлено двумя причинами. Первая – низким уровнем корпоративной этики и культуры в коллективе (бригаде, смене и т. п.), который характеризуется игнорированием стандартов, сокрытием допускаемых нарушений и т. д. Быть «белой вороной» в таких строго регламентированных условиях крайне непросто. Поэтому профилактика данного опасного фактора заключается в своевременном выявлении вышестоящим руководством подобного рода отклонений в корпоративной культуре и их устранении. Вторая причина – создавшаяся производственная ситуация, с одной стороны, требующая оперативного выполнения задания в условиях крайне жесткого дефицита времени, а с другой, – невыполнение чревато серьезными материальными потерями. В этих обстоятельствах возникает серьёзный конфликт в мотивационной сфере специалиста межу «безопасностью» и «эффективностью» деятельности. Сдержаться от нарушения стандартов в подобных условиях крайне непросто. Поэтому профилактика таких нарушений заключается в правильной организации деятельности, не допускающей создания подобных ситуаций. Специалист, вынужденный пойти на нарушение в таких условиях, обязан в добровольном порядке сообщить о пережитой ситуации, чтобы руководителями были приняты меры по улучшению организации деятельности.
Специалист, обладающий культурой исполнения стандартов, отличается тем, что:
— ни при каких обстоятельствах не пойдёт на несоблюдение стандартов;
— будет оказывать помощь коллегам в строгом выполнении стандартов;
— при выявлении факта несоблюдения стандартов примет меры для исправления ситуации;
— добровольно сообщить руководителям об условиях и обстоятельствах, провоцирующих на несоблюдение стандартов.
Таким образом, добиться чёткого понимания персоналом значимости стандартных процедур, их постоянного исполнения и полного исключения случаев нарушений – первоочередная задача обучающей организации и руководителей на производстве. Всё это и обеспечивает формирование культуры исполнения стандартов.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика