Борьба за воздушное пространство на Севере России в годы Гражданской войны

Шорт-184
А.Лашков
Алексей Лашков,
кандидат исторических наук, доцент
Окончание, начало в №2-2017

Летом 1919 г. основные события противостояния в воздухе переместились в район Онежского озера. Ранее, в мае того же года, в результате наступления союзные войска захватили северное побережье Онежского озера с поселками Повенец и железнодорожную станцию Медвежья Гора (ныне – Медвежьегорск). Это позволило англичанам создать базу (на северном берегу Большой губы) для судов (вновь созданной белой Онежской флотилии) и гидросамолетов на озере.
28 мая в Мурманск прибыл британский авиатранспорт «Найрана» (Nairana) с четырьмя поплавковыми гидросамолетами «Фэйри IIIC» на борту. Вскоре туда же прибыл авиатранспорт «Пегасус» (Рegasus) также с четырьмя «Фэйри IIIC». Из восьми машин был сформирован авиаотряд (т. н. «Передовое крыло» (Forward Wing) под командованием майора Бона. Первые четыре гидросамолета 6 июня прибыли на станцию Медвежья Гора1.
Вскоре «Передовое крыло» пополнилось несколькими громоздкими трехстоечными гидроаэропланами устаревшей конструкции «Шорт-184» (Short 184)2. Позднее на английской гидроавиабазе было сосредоточено до 20 самолетов морского типа различных систем3.
Основными задачами английской гидроавиации являлось прикрытие с воздуха и обеспечение действий бело-союзной Онежской флотилии, ведение воздушной разведки, противодействие красной Онежской военной флотилии, позднее – бомбардировка г. Петрозаводска.
О том, какой враг появился на Онежском озере, командование красных поняло сразу: «Блестящее состояние материальной части, особенно летательных аппаратов, обилие снабжения на первых порах существования неприятельской флотилии и авиации давали им значительный перевес над нашими силами». К этому следует добавить, что в составе экипажей самолетов и катеров служили люди – и англичане, и русские, – обладавшие большим боевым опытом и хорошо знавшие свое дело4.
6 июня 1919 г. английские пилоты совершили первый разведывательный вылет. На следующий день перешли к боевой работе. Дозорная группа красных судов (в Повенецком заливе) в составе канонерских лодок «№ 4», «№ 6» и «№ 8», находясь к югу от о. Мег, была атакована неприятельскими гидропланами. Не имея в то время еще зенитных орудий, канлодки для отражения атаки должны были разойтись по радиусам на дистанцию, позволявшую двум из них обстреливать гидроплан, атакующий третью. Из четырех бомб, сброшенных на канлодку «№ 8» и четырех – на канлодку «№ 4» – ни одна не попала в цель5.
Через день дозорные канонерские лодки красной Онежской военной флотилии вновь подверглись воздушной атаке со стороны английских гидроаэропланов. Все попытки открытия артиллерийского и ружейного огня по вражеским аппаратам оказался малоэффективным.
11, 15 и 18 июня английская морская авиация (группами и одиночными самолетами) безуспешно пыталась бомбардировать и обстреливать пулеметным огнем красные дозорные суда.
К концу месяца обстановка заметно изменилась в связи с вооружением канонерских лодок специальными 37-мм, позднее – 76,2-мм противоаэропланными орудиями. Снаряды этих пушек заставили англичан подняться выше, но в целом все осталось по-прежнему: «Огонь нашей аэроартиллерии, несмотря на всю свою меткость, не останавливал противника, и почти всегда неприятельский аппарат долетал до цели и сбрасывал бомбы»6. Тем не менее, наличие зенитного прикрытия позволило экипажам красных судов успешно отразить воздушные налеты на них со стороны неприятельских гидроаэропланов (28, 29 июня, 5 июля).
Основными целями воздушных атак стали также транспортные суда, осуществлявшие в течение месяца перевозку войск и снабжение их продовольствием по маршруту Петрозаводск – Лижма – Уница – Великая Губа. Использование водных средств в интересах сухопутных войск стало следствием диверсионных действий белых в красным тылу, приведших к взрыву основной транспортной артерии – железнодорожного моста у Суны7.
Утром 3 августа состоялся бой красных и белых судов, при поддержке действий последних со стороны английской морской авиации. При отражении воздушной атаки метким зенитным огнем с канонерской лодки «№ 6» был подбит один из неприятельских аппаратов, вынужденный снизиться за о. Мег. В свою очередь, три боевых судна красных оказались подбиты в бою, из которых «два должны были из-за повреждений выкинуться на берег»8.
Отсутствие явного противодействия со стороны авиации красных позволило английским пилотам практически открыто совершать свои боевые вылеты в северной части Онежского озера. Вскоре объектом нападения стал крупный пункт – г. Петрозаводск, с переносом в его порт места базирования красной флотилии с Повенецкого залива.
5 августа 1919 г. четыре (по другим данным – три) неприятельских аппарата сбросили на восточную часть города и городскую пристань, где стояли суда флотилии, 20 бомб. Через день налет повторился. Оба раза осколками сброшенных бомб были ранены несколько моряков9. В результате первого налета также пострадали мирные жители, один ребенок (двенадцатилетняя девочка) – убит.
Периодические атаки вражеской авиации на город вызывали большую панику среди его жителей, что потребовало принятия незамедлительных мер по защите Петрозаводска от нападения с воздуха. Основу воздушной обороны города на Онеге составляли зенитные подразделения. По приказанию инспектора артиллерии 7-й советской армии 19 июля для усиления воздушной обороны Петрозаводска из Петроградского укрепленного района была отправлена 8-я зенитная батарея 2-орудийного состава «со всем имуществом, личным и конным составом»10.
Позднее, 12 августа, в Петрозаводск из Ораниенбаума прибыл эшелон с личным составом и самолетами 3-го (позднее 4-го) 2-го дивизиона Балтийской воздушной бригады11 (4 самолета типа М-9 и два типа М-20, командир – морлет Л.В. Ковалевский12 ).
Численность личного состава отряда составляла 30-39 человек. Из них летчиков единовременно было от 3 до 5 человек, а всего до весны 1920 г. через отряд прошло 8 летчиков и 2 летчика-наблюдателя. Из них в боевых действиях в августе – ноябре 1919 г.
приняли участие 6 летчиков. Все остальные прибыли позднее13 . Красные морские пилоты летали крайне редко, преимущественно решая разведывательные задачи.
Местом базирования (т. н. «Онежского») авиаотряда было определено с. Соломенное, где имелась удобная для взлетов и посадок гидросамолетов гавань и были оборудованы необходимые укрытия и постройки14 .
Тем временем, 18 августа английская авиация в ходе очередного налета на Петрозаводск сбросила до 20 бомб, из них одна весом более 100 кг, образовавшая в результате взрыва воронку в диаметре 8 м и 4 м глубиной15 . Эпизод отражения этого воздушного налета позднее нашел отражение в статье «Налет белых на базу Онежской флотилии – Петрозаводск – 18 августа 1919 г.», опубликованной в журнале «Морской сборник» (1927 г.).
Значительную роль в борьбе с английскими гидроаэропланами сыграл экипаж канонерской лодки «№ 1» под командованием К.А. Безпальчева16 , прибывшей в порт Петрозаводска накануне налета с боевого дозора. На рассвете 18 августа в небе появились три неприятельских бомбовоза. В качестве основных целей атаки была канлодка «№ 1». В бой с воздушным противником вступил расчет аэропушки (комендор Вуйтк и строевой Громов). Одновременно по распоряжению командира судно начало осуществлять маневр, что исключило прямые попадания авиабомб по лодке. Всего на нее было сброшено до 16 бомб, из которых «одна пудов в 7 весом попала в берег, засыпав отходившую лодку щебнем и булыжником»17 . После налета канлодка вернулась на свое место.
С целью наращивания воздушных сил в северной части Онежского озера в районе пос. Лумбуши (4 км восточнее Медвежьей Горы) в середине августа 1919 г. был создан еще один английский аэродром (сухопутный). На нем до конца сентября базировалось наземное подразделение английской морской авиации, т. н. «дивизион Лумбуши» (Lumbushi Squadron). В его вооружении имелись пять истребителей Сопвич F.1 «Кэмел», четыре разведчика RAF R.E.8 «Ариэйт» и два многоцелевых легкомоторных самолета «Авро-504»18 .
29 августа один «Кэмел» из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку под Петрозаводском. Его пилот лейтенант Р. Сайкс19 попал в плен. Это была последняя потеря среди английских летчиков на севере России в годы Гражданской войны20 .
В связи с началом вывода союзных войск с территории Северной области часть авиационной техники и вооружения было решено передать в руки белого командования. Одновременно британские пилоты (в Медвежьей Горе) приступили к обучению пилотирования самолетов своих русских коллег. Последние к концу сентября практически заменили своих учителей и перешли к самостоятельным действиям на сухопутном театре войны (в акватории Онежского озера они были практически завершены). 16 сентября британские пилоты предприняли попытку воспрепятствовать высадке красного десанта на о. Сосновецкий. Транспорт № 1 (в составе группы с заградителями «Яуза» и «Березина») в период 14.25 – 15.30 дважды подвергся атаке неприятельских гидроаэропланов. В результате плотного зенитного огня английским летчиками не удалось выполнить поставленную боевую задачу21 .
25 сентября состоялся последний боевой вылет английского самолета с гидродрома Медвежья Гора. На следующий день началась эвакуация «онежской» воздушной группировки (в т. ч. «Передового крыла» и «дивизиона Лумбуши»). В течение следующего месяца на станцию Сегежа (315 км юго-западнее Архангельска) переехало командование белой авиации. В ноябре 1919 г. в пос. Ламбуши был переброшен сухопутный разведывательный отряд, в Медвежью Гору – поезд-мастерская22 .
Ранее командование бело-союзной авиации значительно сократило свою аэродромную сеть. 29 сентября красный военный летчик 18-го РАО Н.С. Мельников вследствие поломки двигателя совершил вынужденную посадку возле аэродрома Двинский Березник (ранее принадлежавшего Славяно-британскому авиационному корпусу). Он обнаружил там 10 сожженных аэропланов различных типов, которые англичане посчитали невыгодными вывозить23 . В тоже время, согласно оперативным сводкам 6-й ОА, в районе Двинского Березника, с целью не допустить захвата красными, было сожжено до 60 самолетов, склады, взорваны 4 канонерки24 .
Остатки белой авиации были сведены в Мурманский авиадивизион (на 25 сентября 1919 г. – 14 офицеров и 119 солдат), не представлявший собой уже серьезной опасности для авиации 6-й советской отдельной армии. На следующий день командующий войсками Мурманского района генерал-лейтенант К.К. Миллер принял парад английских Королевский воздушных сил и Мурманского авиадивизиона с одновременной передачей авиационного имущества русскому авиационному командованию26 .
Тем временем одиночные полеты красной и белой авиации в основном носили разведывательный, агитационный или демонстративный характер. Так, 21 октября над расположением частей 6-й ОА появился неприятельский самолет, сбросивший на головы красноармейцев прокламации27 .
Борьбу с авиацией противника, которая воздействовала главным образом на тылы советских войск и прилегавшие к линии фронта железнодорожные станции, вел, как отмечалось ранее, Путиловский стальной зенитный железнодорожный дивизион двухбатарейного состава. На вооружении его батарей состояли 76,2 мм зенитные пушки образца 1914 г. В боях с авиацией союзников особенно отличилась 2-я железнодорожная зенитная батарея А.А. Осипова28 . Она обеспечивала надежное прикрытие транспортной сети на участке станций Обозерская, Плесецкая и 372-й разъезд, одновременно успешно действовала против сухопутных частей противника. За мужество и героизм, проявленные в этих боях, батарея была награждена боевым Красным знаменем ВЦИК РСФСР, а все бойцы и командиры – ценными подарками. В целом же дивизион, получив богатый опыт в различных видах боевых действий, вскоре стал лучшим артиллерийским подразделением 6-й отдельной армии.
Боевые действия в Северной области продолжались до конца зимы 1920 г. В тот период отмечались одиночные полеты самолетов противника. Так, согласно оперативной сводки 6-й ОА (№ 0736/1316с от 21 февраля 1920 г.), днем ранее на Мурманском участке фронта над ст. Лимжа (зона ответственности 1-й стрелковой дивизии29 ) появился самолет белых, сбросивший над станцией три бомбы и прокламации, обстрелянный «огнем нашей бронелетучки, скрылся в направлении разъезда № 8»30 . Позднее над разъездом № 7 появился другой неприятельский аэроплан и провел бомбардировку его объектов (сброшено 10 бомб)31 .
Тем временем советским войскам удалось взломать оборону противника, и 21 февраля передовые части 18-й стрелковой дивизии вступили в г. Архангельск. В тот же день началось большевистское восстание в Мурманске, поддержанное частью местного военного гарнизона. 22 февраля новые власти города по радио официально заявили о признании советской власти. Остатки белых войск отступили к границе с Финляндией. При их отступлении в руки красных частей попало много трофейного имущества, в том числе по линии ВВФ Северной области. Так, на ст. Сегежа подразделениями 1-й стрелковой дивизии 6-й ОА было захвачено 10 аэропланов, 1,6 тыс. тонны взрывчатых веществ и 4,8 тонны бензина32 . 25 февраля красные войска заняли Медвежью Гору, где среди прочих трофеев были взяты 8 самолетов Мурманского дивизиона33 .
По сохранившимся данным, за время своего пребывания в зоне боевых действий на севере России британские морские летчики с начала июня по конец сентября 1919 г. провели в воздухе 616 часов, сбросили на цели на сухопутном и озерном фронтах 1014 бомб общим весом 28 тонн (в том числе 231 химическую бомбу), расстреляли почти 45 тысяч пулеметных патронов, высыпали на красные войска 25 тысяч листовок34 .
Результаты красной авиации были намного скромнее – за навигацию 1918-1919 гг. самолеты Северного воздушного дивизиона сбросили на противника свыше 1,9 тонны бомб35 .


  1. Широкорад А.Б. Великая речная война. 1918-1920 годы. С. 306.
  2. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. С. 138.
  3. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 2. / Озерные и речные флотилии (Север и Северо-Запад). М.: Редакционно-Издательский Отдел Морских Сил РККФ. 1926. С. 18.
  4. Титов С. Война в небе Карелии (1918-1920) // Карелия. 2009. № 67.
  5. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 2. / Озерные и речные флотилии (Север и Северо-Запад). С. 27.
  6. Титов С. Война в небе Карелии (1918-1920) // Карелия. 2009. № 67.
  7. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 2. / Озерные и речные флотилии (Север и Северо-Запад). С. 29.
  8. Налет белых на базу Онежской флотилии – Петрозаводск – 18 августа 1919 г. // Морской сборник. 1927. №№ 8-9. С. 4.
  9. Широкорад А.Б. Великая речная война. 1918 – 1920 годы. С. 315.
  10. РГВА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 966. Л. 2.
  11. В июне 1920 г. 4-й гидроотряд переведен из Петрозаводска в Петроград с переименованием в 5-й гидроотряд 2-го гидроавиационного дивизиона.
  12. Ковалевский Лев Владиславович [1.08.1895 – 13.04.1934] русский (советский) морской военный летчик, лейтенант (1917). Окончил Морской корпус (1915), Бакинскую офицерскую школу морской авиации (1916). В Первую мировую войну: офицер 1-й бригады линейных кораблей Балтийского моря (08 – 11.1915), летчик воздушного района Службы связи Балтийского моря (с 04.1916), в составе 1-й и 2-й воздушных бригад дивизии Балтийского моря (10.1916 – 02.1918). В годы Гражданской войны в России: летчик 2-го дивизиона Балтийской воздушной бригады (с 04.1918), инструктор в школе морской авиации (10.1918 – 05.1919), командир гидроотряда (с 08.1919), и. о., затем командир 2-го гидродивизиона Воздушной бригады Балтфлота (09.1920 – 05.1921). В период 1921-1926 гг. в резерве морской авиации. Командир авиаотряда Соловецких лагерей (с 02.1926), начальник воздухолинии Ухтпечлага (1932-1934). Трагически погиб в авиационной катастрофе.
  13. Титов С.М. Командиры и комиссары Онежской флотилии (1918-1920 гг.) / Материалы V-й научной конференции. 2011. 17-18 февраля. С. 59.
  14. Титов С. Война в небе Карелии (1918-1920) // Карелия. 2009. № 67.
  15. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 2. / Озерные и речные флотилии (Север и Северо-Запад). С. 31.
  16. Безпальчев Константин Александрович [21.05.1896 – 10.12.1973], русский (советский) военный руководитель, контр-адмирал ВМФ СССР. Окончил Морской корпус (1915). Участник 1-й мировой войны. В годы Гражданской войны в России: командир канонерской лодки № 1 Онежской военной флотилии (1918-1920), с 1920 г. – на Черноморском флоте. Командир эскадренного миноносца «Петровский» (1926-1929). В период 1938 – 1940 гг. был необоснованно репрессирован. В 1940 г. после освобождения из-под ареста назначен начальником цикла военно-морских дисциплин Военно-морского хозяйственного (Интендантского) училища. В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности, начальник курса ВВМУ им. М.В. Фрунзе (с 1943), Горьковского военно-морского подготовительного училища (1944-1945). В послевоенный период последовательно руководил Рижским Нахимовским военно-морским училищем и 2-м Балтийским высшим военно-морским училищем подводного плавания. С 1957 г. в отставке.
  17. Налет белых на базу Онежской флотилии – Петрозаводск – 18 августа 1919 г. С. 6.
  18. Титов С. Война в небе Карелии (1918 – 1920) // Карелия. 2009. № 67.
  19. В годы 1-й мировой войны на боевом счету лейтенанта Рональда Сайкса имелось 6 сбитых германский самолетов. По ходатайству Красного Креста он был отпущен из советского плена в Англию. Скончался в 1978 г. / Флотилии Онежского озера 1919 год // Карелия. 2009. № 109.
  20. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. С. 141.
  21. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918 – 1920) / Документы. С. 216.
  22. РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1083. Л. 98.
  23. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. С. 141.
  24. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918 – 1920) / Документы. С. 211.
  25. Мурманский (Русский) авиационный дивизион создан 15 июля 1919 г. на основании приказания командующего войсками Северного фронта // РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1083. Л. 1.
  26. РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 1083. Л. 50.
  27. Там же. Ф. 188. Оп. 3. Д. 781. Л. 472.
  28. Осипов Алексей Александрович [27.02(11.03).1898 – 27.01.1978], советский военачальник, генерал-майор артиллерии. На военной службе с 1918 г. Окончил 1-е Советские артиллерийские курсы (1919), Высшую артиллерийскую школу комсостава (1922), курсы усовершенствования комсостава зенитной артиллерии (1925), Высшие академические курсы при Артиллерийской академии (1949). В годы Гражданской войны в России: начальник связи 2-ой отдельной противосамолетной батареи, командир отдельной зенитной железнодорожной батареи. Позднее на командных, штабных и преподавательских должностях. Заместитель генерального инспектора Инспекции артиллерии (08.1940 – 02.1941), заместитель начальника ГУ ПВО КА по зенитной
    артиллерии (02.1941). В годы Великой Отечественной войны: начальник ГУ ПВО КА (19.07 – 11.1941). С ноября 1941 г. заместитель командующего Войсками ПВО территории страны – начальник ГУ ПВО КА. С апреля 1942 г. командующий Горьковским дивизионным (с 24 апреля корпусным) районом ПВО. В июне 1943 г. снят с этой должности за недостатки в организации обороны промышленных объектов г. Горький и слабое руководство силами и средствами ПВО при отражении массированных ночных налетов бомбардировщиков противника (5 – 7.06.1943) на город. С июня 1943 г. начальник Высшей офицерской школы ПВО. В послевоенный период в вузовской системе ПВО страны. С ноября 1955 г. в запасе.
  29. 1-я стрелковая дивизия в середине августа 1919 г. была выведена из состава 7-й армии и подчинена командующему 6-й отдельной армией.
  30. Северный фронт. Борьба советского народа против иностранной военной интервенции и белогвардейщины на советском Севере (1918-1920) / Документы. С. 248.
  31. Там же.
  32. Там же. С. 255.
  33. Титов С. Война в небе Карелии (1918-1920) // Карелия. 2009. № 67.
  34. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. С. 143-144.
  35. Красный воздушный флот в Гражданской войне в СССР 1918-1920 гг. / Материалы военно-исторической конференции, проведенной в ЦДСА 8 декабря 1967 г. М. 1968. С. 52.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика