«Вариант инновационного развития экономики страны вполне осуществим»

А.Андронов
Анатолий Андронов,
Герой Российской Федерации

Бе-2500

Порой для того, чтобы как можно ярче оттенить затрагиваемую проблему, используются термины, не только привлекающие внимание, но и достаточно хлестко выражающие ее суть. Поэтому «тупик», «кризис», «отжившая модель экономического развития» – все это суть одной и той же проблемы – назрел момент серьезных преобразований в экономике страны, над разрешением которой усиленно трудятся как те, от кого это зависит, так и те, от кого практически не зависит ничего. Но именно от тех, от кого мало что зависит,  порой звучат мысли, высказываемые вслух, и которые весьма точно отражают суть стоящей проблемы. Примером может служить выступление депутата Государственной Думы госпожи И. Яровой двухнедельной давности, промелькнувшее в теленовостях канала РБК, на встрече с представителями среднего и малого бизнеса, проводимой под эгидой поиска путей экономического развития России. Сама того не ожидая, она со снайперской точностью определила суть экономических проблем России, заявив, что «кризис сидит в головах», правда не уточнила – в чьих головах именно. Однако нетрудно догадаться, что в головах как раз тех, от кого зависит разработка, обоснование и разъяснение механизмов движения страны вперед по пути развития и прогресса или как поставлена задача руководством страны –инновационного преобразования.

Не секрет, что над решением этой задачи, поставленной руководством страны, трудятся многочисленные экспертные советы различных федеральных  и региональных ведомств. Результатом их деятельности  стал  вал хлынувших предложений от отраслей и регионов, побудивший вице-премьера Правительства РФ И. Шувалова заявить средствам массовой информации  то,  что  «Россия сможет перейти к режиму устойчивого экономического развития не раньше,  чем лет через десять». Можно предположить, что сделанный вывод связан с финансовыми вложениями, потребными для реализации всего того объема предложений, поступивших на имя Правительства РФ в ходе разработки варианта инновационного развития. Но, в то же время, очевидно, что стратегия такого развития экономики Российской Федерации, которую с нетерпением все ждут,  по-прежнему не сформирована.

Далеко не единичный исторический опыт экономически развитых и успешно развивающихся государств неоспоримо доказывает, что для движения экономики вперед необходимы 1-2 ведущие отрасли, которые, как  «локомотив»,  способны потянуть за собой всю экономическую конструкцию государства, подобно сцепленным между собой вагонам, являющим собой многочисленные отрасли народнохозяйственного комплекса. Что особенно важно – в период кризисных явлений. Наглядной моделью такого процесса  может служить картина скопившихся в беспорядке на некой «тупиковой» площадке,  но связанных между собой вагонов, придать движение которым  локомотив сможет лишь в том случае, если будет найдено  звено, потянув за которое, все вагоны смогут начать движение, последовательно выстраиваясь в организованную систему и получая необходимую  динамику движения. Поэтому в общем виде стратегию экономического развития можно свести к нахождению «локомотива» – отрасли, способной своим развитием инициировать аналогичное развитие максимального количества кооперативно связанных между собой смежных отраслей, а также к определению исходного звена – отрасли, с которой необходимо начать это движение вперед. Тогда в итоге не потребуется десятилетнего ожидания «устойчивого развития экономики».

В свою очередь, для определения той самой ведущей отрасли инновационного развития экономики страны важно понять, что индикатором правильности ее выбора и оценки происходящих преобразований должна стать производимая инновационная продукция, максимально полно отвечающая ряду определяющих требований:

— она должна обладать принципиально новыми свойствами, характеристиками или возможностями, выделяющими эту продукцию в конкурентной среде;

— должна обладать возможностями и необходимостью максимально аккумулировать для производства своей продукции все новейшие технологические и научные достижения;

— обеспечивать максимальное пересечение смежных отраслей при производстве конечной продукции;

— должна быть востребованной в интересах  решения задач обеспечения жизнедеятельности как регионов, так и всего народнохозяйственного комплекса страны в целом;

— она должна быть воспроизводимой продукцией с длительными сроками жизненного цикла не на один десяток лет.

Принимая во внимание вышесказанное и те предложения, которые неоднократно обсуждались и предлагались авиационной общественностью по рассматриваемой проблеме, в том числе и на  всероссийской научно-технической конференции по авиации, посвященной памяти Н.Е. Жуковского,  прошедшей в городе Москве 16-17 апреля 2015 года (*), можно констатировать, что вариант инновационного развития экономики страны вполне осуществим. Стратегия такого развития при лидирующей роли авиастроительной отрасли реалистична, экономически эффективна,  целесообразна и реализуема.

Авиастроение в роли  «локомотива» может рассматриваться,  как наиболее полно отвечающее рассмотренным выше индикаторам оценки производимой ею инновационной продукции, и как не в полной мере востребованный потенциал применения авиации непосредственно в народнохозяйственной деятельности страны. Что актуально для нашей страны из-за ее географических особенностей и размеров, а также  недостаточной насыщенности транспортной инфраструктурой для целей реализации планов интеграционного развития каждого из регионов. Это, в свою очередь, потребует значительно расширить ряд воспроизводимой авиационной техники целевого назначения, различной по тоннажу и вместимости пассажиров для создания авиационной системы транспортно-грузовых перевозок, обеспечивающей производственную цепочку: сырье – производство – продукция – потребитель и которая будет той самой «локомотивной» инновационной продукцией на многие десятилетия вперед. В частности, в материалах прошедшей конференции в общем виде показана инновационная модель авиастроения в кооперации и взаимодействии с другими отраслями народнохозяйственного комплекса, базирующаяся на специфических особенностях, свойственных исключительно Российской Федерации.

Именно поэтому Российской Федерации предопределено иметь свой, отличный от других стран, путь инновационного развития, продиктованный существованием этих особенностей, определяющими из которых являются:

— размеры страны с запада на восток и с севера на юг, исчисляемые тысячами километров;

— наличие на территории России практически всего существующего на планете перечня климатических и природных условий и зон;

— наличие необходимого и достаточного по объему запаса природных ресурсов и минерально-сырьевой базы полезных ископаемых;

— потенциальная возможность производить любую продукцию промышленного производства и агропромышленного комплекса, определяя при этом потребный спектр секторов экономики;

— наличие необходимого образовательного, научного, исследовательского и промышленного потенциала для разработки и внедрения инновационных технологий;

— возможность подготовки необходимого количества и профессиональной направленности инженерно-технических работников для реализации планов инновационного развития;

— возможность экономической интеграции исторически сложившихся производств и потребностей в промышленных предприятиях народнохозяйственного комплекса страны, с учетом географических и минерально-сырьевых возможностей регионов;

— наличие наиболее наукоемких и системообразующих отраслей в народнохозяйственном комплексе, и прежде всего, таких, как  авиастроительная, космическая, судостроительная, электронная и некоторых других;

— возможность  планомерного и взаимовыгодного партнерского вовлечения бизнеса в реализацию планов  инновационного развития народнохозяйственного комплекса страны;

— крайне низкая обеспеченность большей части Северных регионов страны, Сибири и Дальнего Востока наземными транспортными артериями в виде автодорог и железнодорожных путей в целях осуществления народнохозяйственной деятельности.

В упомянутой выше инновационной модели авиастроительной отрасли показано также  исходное звено начального перехода экономики на устойчивое развитие,  без которого в современных условиях оно не возможно, – это отрасли, составляющие  одновременно основу инновационного развития всего промышленного производства страны. Речь идет об отраслях минерально-сырьевого  сектора  экономики – отраслях добычи, обогащения, переработки и производства природных ископаемых и различных концентратов, включая редкие, редкоземельные металлы и композиты. Модернизация сырьевого сектора экономики, перевод его на инновационные рельсы развития – требование времени. Мир стоит на пороге нового технологического уклада, который научное сообщество уже называет эпохой новых материалов. И такие страны, как Китай, Япония, США  приняли этот подход за основу своего экономического развития. Именно новые материалы, с новыми свойствами позволят производить продукцию качественно новых характеристик, с новыми свойствами и возможностями. Новые материалы требуют внедрения передовых технологий, научных открытий и достижений, поэтому отраслями, производящими самую наукоемкую продукцию в мире, признаны авиастроение, космонавтика, энергетика, электроника и некоторые другие.

Таким образом, можно заключить, что авиастроительная отрасль, как производитель инновационной продукции, может и должна стать  в ряду прочих отраслей народнохозяйственного комплекса основой стратегии экономического развития России, поскольку авиационная техника является:

—  воспроизводимой продукцией с жизненным циклом 30 и более лет;

— наиболее наукоемкой и технологически постоянно обновляемой продукцией в процессе производственного цикла;

— системообразующим фактором кооперации с другими отраслями народнохозяйственного комплекса как потребитель комплектующих изделий,  агрегатов и систем;

— активно вовлекаемой в решение задач обеспечения жизнедеятельности,  регионов и всего народнохозяйственного комплекса страны в целом;

— определяющим фактором на исходном этапе реализации плана модернизации отраслей минерально-сырьевого комплекса как основы производства новых материалов;

— фактором, обеспечивающим стабильность функционирования и экономическую безопасность промышленного производства страны.

В истории развития промышленности России авиастроение уже играло роль консолидирующего фактора и двигателя научно-технического прогресса. Возможно, прислушавшись к призыву И. Яровой и проанализировав предлагаемое, все-таки появится стратегия инновационного развития страны, в которой авиастроению вновь будет определено сыграть одну из решающих ролей.

________________________________________

* /2015/04/nauchnye-shkoly-vvia-v-obnovlennom-petrovskom-dvorce-nauchnye-chteniya-po-aviacii-posvyashhyonnye-pamyati-n-e-zhukovskogo/ (Прим. ред.)

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика