История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках

Мемориальная доска

На главном корпусе НИЦ ЭРАТ размещена мемориальная доска. Она посвящена талантливому учёному и организатору, бывшему начальнику 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС лауреату Государственной премии СССР генерал-лейтенанту Тихомирову А.М.

Мемориальная доска, посвященная начальнику 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС лауреату Государственной премии СССР генерал-лейтенанту Тихомирову А.М.

Мемориальная доска, посвященная начальнику 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС лауреату Государственной премии СССР генерал-лейтенанту Тихомирову А.М.

Генерал-майор-инженер Тихомиров А.М. назначен на должность начальника института в мае 1973 г. Заместителем начальника института по авиационным комплексам в 1974 г. назначен талантливый учёный доктор технических наук профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР генерал-майор Харитонов Г.П. В 1970-е годы происходило бурное развитие методов и средств исследования аварийной и отказавшей АТ. Появились новые и совершенствовались существующие методы исследования и предупреждения аварий и отказов АТ. В 1979 г. группа сотрудников института, в том числе и Тихомиров А.М., была удостоена Государственной премии СССР за комплекс научных методов и технических средств установления причин и предупреждения отказов и аварий АТ. В 70-е и 80-е годы институт добился наибольших результатов в развитии и разработке методов эксплуатации и ремонта АТ. От себя авторы хотели бы добавить, что главное здание института не пустует, не заброшено, не сдано, не продано под офисы, как об этом пишут «друзья института» в интернете [3]. Надеемся, что это никогда не произойдет. В общем – не дождутся!

 Памятные знаки института

 29 октября 1967 года в годовщину празднования СССР 50-летия Советской власти 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС отметил свое 25-летие. В эти годы был проведен комплекс широкомасштабных исследований с целью решения проблем эксплуатации и ремонта АТ. Институт стал научным центром инженерно-авиационной службы (ИАС) ВВС. Для координации и обсуждения результатов НИР в институте создается научно-технический совет под руководством начальника института. К знаменательной дате института выпущен юбилейный знак «25 лет НИИ». Знак выполнен из алюминия в виде щитка с изображением звезды, самолета, книги и циркуля, символизирующих военную авиационную эксплуатационную науку. Аверс и реверс знака приведены на рисунках а, б. Тираж знака составил около 300…400 экз. Несмотря на это знак весьма редок.

Памятные знаки института  Памятные знаки института  Памятные знаки института  Памятные знаки института  Памятные знаки института

а, б, в, г, д. Памятные знаки института

Через несколько месяцев после празднования четвертьвековой годовщины института в марте 1968 года 13 ГосНИИ принял участие в беспрецедентном по своим масштабам расследовании причин катастрофы самолёта УТИ МиГ-15 № 612739, в которой погибли Герои Советского Союза полковник Серёгин В.С. и первый космонавт планеты Земля полковник Гагарин Ю.А. На базе института была организована работа подкомиссии «По изучению и анализу материальной части самолёта и подготовки его к полёту». Были созданы рабочие группы: по изучению состояния и технического обслуживания самолёта в авиационном полку, а также его ремонта на авиаремпредприятиях; исследованию состояния остатков самолёта, разрушенных деталей агрегатов его бортового оборудования; исследованию состояния остатков авиадвигателя; проведения аэродинамических расчётов поведения самолёта для оценки версий, связанных с отказами авиатехники; изучению и анализу имевшихся лётных происшествий и предпосылок к ним на самолётах УТИ МиГ-15. Кроме сотрудников 13 ГосНИИ, в этой работе участвовали представители ИАС ВВС, НТК ВВС, МАП, ОКБ им. А.И. Микояна, ГНИКИ ВВС, ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ МАП и других организаций, в общем количестве – 172 научных работников и специалистов из 29 организаций девяти министерств СССР. В 1971 г. было проведено исследование спускаемой капсулы космического корабля «Союз-11», в результате которого была выявлена причина возникновения опасного отказа космического аппарата, приведшего к гибели космонавтов Добровольского Г.Т., Волкова В.Н., Пацаева В.И. Устранение указанного производственного недостатка позволило обеспечить в дальнейшую безопасную эксплуатацию космических кораблей «Союз». В 1972 г. 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС отметил свое тридцатилетие. Был изготовлен памятный знак «30 лет НИИ», практически повторяющий предыдущий знак, за исключением покрытия щитка голубой эмалью. Данный знак является более массовым и встречается чаще, что позволяет предположить о большем тираже знака, по сравнению с предыдущим. Ориентировочный тираж – 400…500 экз. Материал – алюминий, крепление – булавка. На реверсе даты отсутствуют. Изображение знака приведено на рис. в. С 1973 года институт возглавляет генерал-майор Тихомиров А.М. Идут интенсивные работы по разработке современных методов и средств исследования аварийной и оказавшей техники. Широко используются на практике:

  • физическое и математическое моделирование отказов АТ;
  • моделирование динамики движения летательных аппаратов в аварийных ситуациях с использованием ЭВМ;
  • восстановление и анализ информации бортовых устройств регистрации параметров полета;
  • трасологические, дефектоскопические и другие методы исследования.

Институт определен головной организацией по проблемам защиты ВВТ от коррозии, биоповреждений и старения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС награждён Орденом Трудового Красного Знамени. В 1982 г. институт отмечает свое 40-летие. К этой дате выпускается памятный знак «40 лет НИИ», практически повторяющий предыдущий по изображению подвески, крепящейся к восьмигранной колодке красного цвета с изображением ленты Ордена Трудового Красного Знамени и с надписью «40 лет». Ориентировочный тираж 400…500 экз. Материал – алюминий, крепление – булавка. Изображение знака приведено на рисунке г). К полувековому юбилею в 1992 году институт подошел со значительными научно-практическими результатами. Выполнена крупная НИР по совершенствованию системы войскового ремонта ВВС. Обобщен опыт боевого применения и организации ИАО боевых действий в Республике Афганистан, в зоне Персидского залива. С 1987 г. на институт возлагается ряд новых задач по военно-научному сопровождению авиации ВМФ и сухопутных войск. Институт становится головным по проблемам эксплуатации и ремонта военной АТ на всех стадиях её жизненного цикла. К этой дате выпускается памятный знак «50 лет ГОСНИИ ЭРАТ», представляющий собой голубой щиток с датами, названием института, изображениями самолёта, ордена и книги. Щиток крепится к прямоугольной колодочке голубого цвета. Ориентировочный тираж 500…600 экз. Материал – алюминий, крепление – булавка. Изображение знака приведено на рисунке д). С 1 января 1989 г. институт работает в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Это были непростые годы для страны и института, но и в эти годы институт работает с полной отдачей и добивается значительных результатов. Проведены целевые работы по разработке, выбору и обоснованию рациональных систем восстановления исправности отказавшей АТ в заводских и войсковых условиях. Наиболее значимыми являются исследования, направленные на рациональное распределение ограниченных финансовых ресурсов и их целенаправленное расходование с учетом количественного и качественного состава парка ВВТ боевого состава ВС РФ. Разработаны научно-методические основы управления эксплуатационно-техническим качеством изделий ВВТ на основе продления сроков службы и ресурсов ВВТ. Наиболее полно результаты работ изложены в книге под редакцией начальника института генерал-майора Крутилина А.Г. [4]. К 60-летию ГосНИИ ЭРАТ в 2002 году был изготовлен знак, являющийся первым знаком различия по принадлежности к институту. Знак составной – на лавровом венке (символе победы и славы, перевитом лентой с надписью «ГНИИ ЭРАТ» и лентой ордена Трудового Красного Знамени с датой создания НЭБ ВВС КА) размещена эмблема Министерства Обороны РФ со щитком с изображением ВПП, самолета, экрана радиолокатора. Материал – латунь, горячая эмаль, крепление – винт с гайкой и шайбой (только для левого знака на рисунке). Авторами обнаружены три разновидности знака: первая – экран покрыт голубой эмалью, вторая – накладная эмблема серебристого цвета без эмали, третья – накладная эмблема серебристого цвета с чернением без эмали. Тираж первой разновидности знака ориентировочно 400…500 экз., приблизительный суммарный тираж второй и третей разновидностей не превышает нескольких десятков экземпляров. На рисунке приведены известные авторам разновидности знака «60 лет ГНИИ ЭРАТ», являющегося знаком принадлежности к институту.

Знак «60 лет ГНИИ ЭРАТ» – первый знак принадлежности к институту

Знак «60 лет ГНИИ ЭРАТ» первый знак принадлежности к институту

В соответствии с Приказом Главнокомандующего ВВС № 224 от 23 июня 2009 г. в 2010 году были изготовлены знаки различия по принадлежности к ФГУ «13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации». Знаки различия представляют собой большую, среднюю и малую эмблему института. Большая эмблема выполнена в виде венка из листьев сельдерея, (символа награды и высокой чести), обозначающего верность воинскому долгу и воинским традициям военнослужащих ВВС. В верхней части знака размещена эмблема Министерства Обороны в виде серебряного, увенчанного короной двуглавого орла с распростертыми крыльями, в правой лапе орла – меч, в левой – дубовый венок, на груди орла – красный, треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита – всадник, поражающий копьем дракона. На венок наложен геральдический щит, в виде свитка с тремя завитками с эмалью голубого цвета (форма геральдического щита – ранг института как научно-исследовательского учреждения Минобороны РФ), в центре которого размещена накладная малая эмблема. Голубой цвет геральдического щита (символ чести и верности) – традиционный цвет приборного сукна военной одежды военнослужащих ВВС. Малая эмблема представляет собой изображение перекрещенных серебряных пропеллера, зенитной пушки и свитка на серебряных парящих крыльях. В центре эмблемы изображение авиационного мотора. Малая эмблема в виде крыльев (символ скорости и мобильности) с перекрещенными пропеллером (символ полёта), зенитной пушкой (символ обороны), мотором (символ ИТС) и свитком (символ исследовательского труда) характеризует важнейшую функцию института – проведение научных исследований в области эксплуатации и ремонта ВВТ (АТ). Средняя эмблема представляет собой центральную часть большой эмблемы, размещённую на кожаной подкладке. На оборотной стороне знака различия данного вида имеется приспособление для крепления к кожаной подкладке (винт с гайкой или металлические кляммеры). Подкладка чёрного цвета заострена в нижней части, в верхней части имеет петлю для крепления к пуговице нагрудного кармана. Комплект знаков: а – пробные знаки, изготовлено 4 комплекта. Материал – латунь, горячая ювелирная эмаль, крепление – винт, гайка, натуральная кожа.

Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту

а, б, в, г, д, е. Основные разновидности знаков различия по принадлежности к институту

Комплект знаков б – основной вид знаков, изготовлено ориентировочно 300 комплектов. Материал – латунь, горячая эмаль, крепление – винт, гайка, прессованная кожа. Средняя эмблема крепится к коже кляммерами. Большая эмблема института: в – пробный знак, экземпляр единственный. Материал – латунь, горячая ювелирная эмаль темно-синего цвета, малая эмблема выполнена заодно со свитком (ненакладная), крепление – винт, гайка. Большая эмблема института: г – экземпляр единственный. Материал – Ag925, горячая ювелирная эмаль, крепление – винт, гайка Ag925. С реверса знака гайкой крепится овальная плоская полированная серебряная пластина, что видно на изображении знака. Комплект знаков: д – большая, средняя и малая эмблемы института. В отличие от основного вида знаков б, вместо эмблемы Минобороны помещена эмблема ВВС золотистого цвета с серебряными пропеллером и пушкой, края геральдического щита позолочены. Изготовлено ориентировочно 10 комплектов. Материал – Ag925, позолота, горячая ювелирная эмаль, натуральная кожа, крепление – винт, гайка Ag925. Приблизительно столько же изготовлено комплектов из латуни с накладной малой эмблемой и отдельно малой эмблемой из серебра 925 пробы. Материал – латунь, Ag925, горячая ювелирная эмаль, крепление – винт, гайка, натуральная кожа. Изображение комплекта знаков из серебра приведено на рис. д. Следует отметить, что отдельно были изготовлены большие эмблемы из Ag925 с позолотой и малые эмблемы из Ag925 ориентировочным тиражом 20 и 50 экземпляров соответственно. Единичное количество комплектов знаков изготовлено из Ag925 с накладными деталями из Au585. Все знаки имеют порядковый номер. С реверса знака гайкой крепится овальная плоская полированная серебряная пластина с гравировкой должности, воинского звания, фамилии и инициалов награжденного. Изображения з наков приведены на рис. е. Комплекты знаков из драгметаллов изготавливались с удостоверением и сертификатом соответствия. Изображение удостоверения приведено на рисунке.

Удостоверение к комплекту знаков различия по принадлежности к институту

Удостоверение к комплекту знаков различия по принадлежности к институту

1 Комментарий для История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика