Пилотом можешь ты не стать, но гражданином – станешь!

В.Попов

Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Владимир ПОПОВ,
заместитель главного редактора
журнала «Авиапанорама»,
кандидат технических наук,
заслуженный военный летчик РФ
Часто в выступлениях высоких руководителей нашего государства звучит обеспокоенность состоянием кадрового потенциала высокотехнологичных, наукоемких отраслей отечественной промышленности, авиации и космонавтики, вооруженных сил. Актуальность этой темы очевидна – она подчеркивается фактами различного рода громких неудач, чрезвычайных происшествий. Все меньше становится профессионалов, ответственных, самоотверженных людей. Те, кого это действительно тревожит, ясно представляют себе, что надо делать. Об этом убедительно говорили в «Авиапанораме, например,
А.Н. Белоусов (№5-2007), Н.Д. Лысаков (№2-2009), В.П. Селиванов (№5-2009, 6-2011). Об этом свидетельствует наша история, это показывают и те немногие ростки, выжившие в политической, финансовой и иной междоусобице минувшего двадцатилетия. Об одном из них и пойдет речь.

Накануне дня авиации был на одной из встреч ветеранов, которая состоялась в музее авиации и космонавтики, что находится не так далеко от метро «Динамо» в Москве. В одном из его залов заметил старую фотографию, запечатлевшую молодых людей того времени на фоне теперь уже хрестоматийного плаката с надписью – «От модели – к планеру, от планера – на самолет». Тут же вспомнился другой плакат-призыв тридцатых годов прошлого столетия «Комсомолец – на самолет!», а где-то чуть слышно звучали слова авиационного марша «…все выше и выше стремим мы полет наших птиц…». А мои попутчики уже горячо обсуждали вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения современной молодежи…
Вот и я, задержавшись у стенда с исторической фотографией, вспомнил о своих встречах с мальчишками в авиационной форме одежды, с голубыми просветами на погончиках, которые задавали мне наперебой серьезные вопросы о современной авиации, о боевых вылетах в «горячих точках», о прыжках с парашютом и вообще о службе в далеких гарнизонах. И было это в городе Барнауле, когда я посещал в очередной раз музей авиационного училища летчиков.
Но сейчас я хотел бы рассказать не столько о своем училище, а именно об этих воспитанниках необычной школы с первоначальной летной подготовкой, которая открыла свои гостеприимные двери настоящим юным романтикам неба еще в далеком 1990 году. «Это сейчас – Алтайское Государственное общеобразовательное учреждение», – поясняет мне в ходе продолжения той нашей встречи с ребятами руководитель школы-интерната полковник Сергей Акопян – энергичный и внимательный, хороший организатор и искренне болеющий за дело воспитания подрастающего поколения российской будущей офицерской элиты, умудренный опытом командир и охваченный романтикой неба человек. Я точно знаю, что многие сотни выпускников БВВАУЛ им. Главного маршала авиации К.Вершинина могут добавить много добрых слов, характеризуя своего наставника, когда он был еще командиром батальона курсантов названного училища. Да и сегодняшние выпускники спецшколы между собой его часто величают «батей», а это уже само по себе дорогого стоит.
Рядом с ним ежедневно занимаются воспитанием своих орлят офицеры-воспитатели, прошедшие достойную школу жизни и честно отслужившие многие годы на различных должностях в авиационных частях и подразделениях, которые от подъема и до отбоя ведут кропотливую и не всегда заметную для посторонних работу. Это, прежде всего, один из командиров рот подполковник Павел Попов, относится к воспитанникам как к родным детям. По-другому и не может быть, ведь надо понимать, что воспитанники авиационной спецшколы живут и учатся в условиях максимально приближенных к армейским, со строгим соблюдением жесткого распорядка дня, с полным самообеспечением личных бытовых условий коллективного проживания.
Показывая ухоженную территорию школы, расположенную в реликтовом сосновом бору на окраине города, С.Акопян продолжает рассказывать об особенностях этого учебного заведения, отмечая заслуги, прежде всего, высокопрофессионального педагогического коллектива школы. «…У нас обучение на сегодняшний день – двухгодичное (10–11 класс) с углубленным изучением математики, физики, в этом большая заслуга завуча Юлии Алексеевны Беловой. Не остаются без внимания такие предметы, как русский язык и литература, которые преподает Елена Анатольевна Тимофеева, на ее занятиях ребята присутствуют затаив дыхание, чтобы не пропустить ни единого слова. Действительно, она во время урока умеет создать по-настоящему рабочую, непринужденную и даже праздничную обстановку. А Людмила Александровна Кутькова – ветеран школы – ведет занятия по обществознанию, ребята обожают ее.
Кроме того, в дополнительный курс обучения входят специальные авиационные дисциплины, где будущие авиаторы изучают основы аэродинамики, подробно знакомятся с конструкцией самолета и двигателя, познают аэронавигацию, есть и парашютная подготовка. Много внимания уделяется строевой и физической подготовке воспитанников. Преподаватель физкультуры – Виталий Всеволодович Фарафонов – в школе работает с самого ее образования. До этого служил и преподавал специальную физическую подготовку курсантам летного училища, фанат своего дела, в самом хорошем смысле этого слова. Один из авторитетнейших учителей для ребят. Его коллега по дисциплине Валерий Станиславович Бондарев, совместно с другими преподавателями, организует интересные тематические походы, а летом и выезды на знаменитое в Горном Алтае Телецкое озеро, с целью организации оздоровительного отдыха. Проводят спортивные праздники «Золотая осень» и «Белая метелица». Очень интересный у нас и преподаватель ОБЖ и НВП – Константин Викторович Першин. Огневая подготовка под его началом. Многие воспитанники с удовольствием занимаются стрелковым спортом, он часто вывозит своих подопечных на различные городские и краевые стрелковые соревнования, где начинающие спортсмены занимают призовые места. Да, только наши воспитанники постоянно носят авиационную униформу военного образца, как и курсанты авиационных вузов Минобороны России. Каждый воспитанник имеет комплект повседневной и парадно-выходной формы одежды. Наша школа участвует во многих торжественных и патриотических мероприятиях, проводимых в городе и крае. Особой традицией у нас стали ритуалы принятия «Клятвы воспитанника» при зачислении первокурсников в школу, церемония которой проходит на площади Победы – священном для каждого жителя Алтайского края месте, в присутствии их родителей, друзей, почетных гостей, представителей городской администрации и ветеранов войны и труда. А также ритуал прощания со Знаменем родной школы – выпускниками, под волнительную барабанную дробь, склоняют колено в минуте молчания, мысленно обещая себе честно и преданно по жизни помнить и выполнять наказ своих учителей и наставников».
Мы с полковником встречаемся не впервые, но каждый раз не перестаю удивляться тому, с каким энтузиазмом, с каким желанием он рассказывает о школе, о достижениях воспитанников, о работе коллектива педагогов, даже не замечаешь, как быстро проходит время этих встреч. Уже потом, вернувшись в Москву, начинаешь осознавать масштабы, всю ответственность и сложность их повседневной деятельности, частенько вспоминаются одухотворенные лица учителей, коренастые и подтянутые силуэты офицеров, да еще пытливые взгляды их сегодняшних воспитанников, по-юношески и искренне увлеченных небом.
Вспоминаю уже ставшие историей далекие времена, когда и мне пришлось принимать участие в одном из больших совещаний по обсуждению принципиального вопроса о необходимости создания на базе Барнаульского ВВАУЛ именно этой спецшколы ВВС. Так было заведено еще нашими предшественниками до войны 1941–1945 годов, когда со школьной скамьи готовили юношей к службе в Красной Армии по многим воинским профессиям. Сегодня модно ссылаться на западный образец модели «многоуровневой образовательной системы» подготовки кадров: бакалавр, магистр и т.д. Но и в нашей отечественной системе образования все было отлажено неплохо, тому пример и наш подход в деле подготовки авиационных кадров: от спецшколы и аэроклуба к высшему летному училищу и далее в академию. Аналогичные три ступени получения теоретических знаний и их совершенствование, углубление. А между этими циклами – хорошая практика в боевых авиационных подразделениях и частях на летных, инженерно-технических, штабных и командных должностях.
Так вот вернемся чуть более чем на двадцать лет тому назад, когда совместным решением Военного совета ВВС и Минобразования было предложено создать специальную школу с первоначальной летной подготовкой для формирования устойчивых взглядов и получения первоначальных авиационных и военных знаний будущих курсантов училищ. Летом 1991 года первые воспитанники школы были откомандированы несколькими группами для прохождения летно-технической практики сразу в шесть действующих аэроклубов страны, расположенных в Кургане, Ишиме, Тюмени, Томске, Ленинске-Кузнецке и в самом Барнауле. Ребята там проходили дополнительную наземную подготовку и начинали летную практику, выполняя полеты с летчиками-инструкторами на легкомоторных самолетах и планерах по кругу и в зону. Кроме того, все выполнили по три обязательных прыжка с парашютом с самолета Ан-2 или с вертолета Ми-8. Многие из ребят за время обучения в спецшколе выполняли тогда по 10 и более парашютных прыжков. Некоторым из воспитанников, прямо скажем, действительно повезло, так что они, отработав основную программу летной подготовки с высочайшей степенью ответственности и качеством, были допущены к самостоятельному полету на самолете Як-52 или на планере «Бланик», а также к прыжкам с парашютом при ручном раскрытии купола в свободном падении.
Учебно-методическая база школы-интерната существенно отличается от многих других общеобразовательных учебных заведений края.
Это и понятно, ведь здесь ребята вполне профессионально начинают изучать основы аэродинамики, технические характеристики летательных аппаратов и их схемы, особенности обтекания крыла, стабилизатора, фюзеляжа воздушными потоками на различных скоростях полета. Знакомятся с азами техники пилотирования и самолетовождения, познают на практике технологию обслуживания летательных аппаратов и специальной наземной техники. Подробно изучают конструкцию самолета и двигателя Як-52, работу отдельных его систем, агрегатов и авиационных приборов, а также конструктивные особенности планера «Бланик». Занятия по многим дисциплинам проводят профессиональные летчики и авиационные инженеры в хорошо оборудованных классах и лабораториях, где размещены отдельные стенды и агрегаты самолета и двигателя, представлены кинематические схемы, поясняющие принципы работы системы управления, например, элеронами, рулем высоты или системы выпуска и уборки шасси, особенности работы тормозной системы самолета. Есть стенд с приборной доской кабины летчика, где можно изучать порядок распределения внимания при пилотировании самолета, тренировать память и моторику действий с органами управления при запуске и опробовании двигателя, отрабатывать еще много других учебно-методических заданий и навыков. Прежде чем воспитанник поедет на практические занятия на аэродром, он несколько десятков часов проведет в классах и у стендов, осваивая кабину самолета и планера, изучая их конструктивные особенности и тактико-технические характеристики.
Кроме того, они должны изучить парашют и ознакомиться с техникой выполнения прыжка, а кроме того, морально подготовиться и сделать еще не менее ответственный шаг на пути по освоению просторов пятого океана – это совершить свой первый парашютный прыжок. И это обязательный этап подготовки для тех, кто выбирает себе авиационную профессию, связанную с освоением воздушного пространства планеты, и тем более, если есть в душе сокровенная мечта – слетать в космос.
Задолго до того, как мне довелось переступить порог класса парашютной подготовки спецшколы, чтобы понаблюдать за сосредоточенными лицами ребят, изучающих конструкцию купола, подвесной системы, страхующих парашютных приборов и устройств, обеспечивающих безопасность функционирования парашюта при прыжках, я должен сказать несколько слов о преподавателе, который проводит эти занятия. Меня встретила возле входа в школу небольшого роста, подвижная, улыбчивая женщина – Елена Николаевна Житнева. Как я успел заметить, по матерински строгая к своим мальчишкам. Но, по отзывам выпускников прошлых лет, очень душевный и отзывчивый человек. Как никому другому, мне-то известно, что за ее хрупким внешним видом скрывается сильный, волевой характер. А по-другому и не может быть, ведь она – мастер спорта СССР по парашютному спорту, рекордсмен мира, за плечами более 5000 прыжков с различными типами парашютных систем, выполненных с высокой степенью технологической сложности днем и ночью. Она участник многих спортивных состязаний, первенств и учебно-методических сборов парашютистов и авиационных поисковиков-спасателей. Неоднократно участвовала в проведении экспериментальных, исследовательских и показательных прыжков с применением новых видов техники или модернизированных парашютных систем и специальных технических устройств. Много раз дежурила в системе поисково-спасательного обеспечения безопасности космических полетов, за что награждена была в свое время медалью. Многие годы занималась теоретической и практической специальной парашютной подготовкой и тренировкой курсантов и молодых летчиков-инструкторов БВВАУЛ на тренажных катапультных системах и оборудовании, размещенных в учебно-тренировочных парашютных городках.
Большой практический опыт, хорошие теоретические знания, методические навыки позволяют ей сейчас с большим вниманием, трепетно относиться к подрастающему поколению, которое сегодня стремится осваивать парашютную технику. А в трудную минуту, особенно перед первым в жизни прыжком с парашютом, с готовностью поддержит, подбодрит и найдет убедительные слова для каждого, чтобы снять психологическое напряжение и вселить в человека необходимую уверенность перед прыжком. Да и в повседневном учебно-воспитательном процессе с ребятами всегда, как говорят в таких случаях, быстро находит общий язык.
«Ребята в нашей школе хорошие, в большинстве своем мечтают о продолжении учебы в военных училищах или в учебных заведениях гражданской авиации», – продолжает разговор Елена Николаевна уже после проведенных занятий. В конце рабочего дня показывает мне фотографии выпускников и с удовольствием рассказывает о том, кто из них чего уже достиг или где обучается. «Многие из моих мальчишек и после окончания нашей школы продолжают прыгать с парашютом, некоторые серьезно занялись парашютным спортом. Когда приезжают в отпуск на Алтай, обязательно приходят в гости или звонят по телефону, чтобы рассказать о своих успехах, а также справиться о моих делах и передать привет школе. Бывает, что поддерживаем отношения уже и с родителями выпускников, остаемся с ними друзьями. Все складывается так в силу разных жизненных обстоятельств. Прежде всего, потому, что учатся у нас ребята не только проживающие в Алтайском крае, а из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, даже из Карелии и с Дальнего Востока. Поэтому, сами понимаете, ребятам порой бывает грустно и непросто привыкать к новым спартанским условиям жизни в отрыве от своей семьи, особенно поначалу. Вот тогда приходится по-матерински вести с ними долгие беседы, а иногда одного двух из них забирать к себе домой на выходные дни, чтобы смягчить их внутреннее психологическое напряжение в неформальной обстановке».
В подтверждение этих слов добавлю и свою историю из курсантской жизни. Как-то в парашютном классе занимался с инструктором оформлением учебного стенда, неожиданно к нам зашла симпатичная девушка, задала несколько рабочих вопросов моему старшему товарищу и, улыбнувшись, вышла. Как вскоре выяснилось, она оказалась его женой и известной спортсменкой. Позднее, как-то по случаю, супруги пригласили меня к себе в гости в выходной день при очередном моем увольнении в город, и с тех пор мы и дружим, теперь уже несколько десятков лет семьями.
Барнаульская школа-интернат – одна из десяти школ России, которые готовят своих питомцев, в основном, к поступлению в военные авиационные училища. С февраля 1992 г. школа носит имя своего земляка Героя Советского Союза выпускника Барнаульского ВВАУЛ Константина Павлюкова, погибшего в Афганистане.
Наряду со специальной и общеобразовательной подготовкой педагогический коллектив много внимания уделяет патриотическому воспитанию учащихся. Например, участвуя в конкурсах на лучшее исполнение патриотической песни среди городских общеобразовательных школ, где неоднократно побеждали. Становление будущего офицера невозможно без опоры на лучшие традиции русского воинства. Поэтому регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Союзом ветеранов Афганистана, летчиками-выпускниками и ветеранами БВВАУЛ, авиационными спортсменами ДОСААФ России. За успехи в воспитании и профессиональной подготовке молодежи в 1999 г. жюри международного конкурса «Школа года» объявила их лауреатами. В 2003 г. школа получила «Знак качества», в 2007-м команда воспитанников
заняла первое место на всероссийском конкурсе «Юный космонавт». В 2008 г. школа награждена Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
Среди выпускников школы – два Героя Российской Федерации. Выпускник 1-го набора старший лейтенант Дмитрий Дорофеев – летчик-оператор вертолета Ми-24 – совершил 120 боевых вылетов. Но 26 сентября 2002 г. в районе н.п. Галашки при блокировании и уничтожении банды Абу-Малика, в разгар боя фюзеляжем своей машины он, со своим командиром майором Власовым, прикрыли соседний экипаж от поражения двумя ракетами переносного комплекса, выпущенными боевиками. Приказом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 6 мая 2009 г. Дмитрий Дорофеев зачислен навечно в списки 1-й роты школы-интерната.
Лейтенант Михаил Григоревский обучался в школе в 2000–2002 гг. Окончил факультет спецразведки ГРУ при Новосибирском военном институте и был направлен командиром взвода отдельного разведывательного батальона на Северный Кавказ. 5 июля 2008 г. в районе н.п. С.Ачалухи одно из бандформирований организовало нападение на подвижный пост милиции, в ходе которого пять сотрудников управления внутренних дел были тяжело ранены. Штурмовая группа во главе с М. Григоревским, прибыв на помощь, вызвала огонь на себя, чтобы отвлечь бандитов от заблокированной милицейской группы. А затем, используя маскирующие свойства местности и дымовые шашки, лейтенант вместе с рядовым Ф. Минлишевым на себе вынесли двух тяжелораненых в безопасное место и оставили в укрытии. Вернулись за другими ранеными, но боевики предприняли атаку, чтобы отрезать путь эвакуации, проложенный разведчиками. В скоротечном бою Михаил получил множественные сквозные огнестрельные ранения, но приказал своим подчиненным вынести оставшихся раненых товарищей, а сам продолжал прикрывать их отход автоматным огнем. Ему удалось даже уничтожить главаря банды и нескольких его подручных, сковав тем самым действия бандитов до подхода еще одной нашей штурмовой группы.
За мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента России лейтенанту Михаилу Григоревскому было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
За более чем 20 лет школа выпустила две тысячи воспитанников. Многие выпускники награждены орденами и медалями. Например, Владимир Скулкин в 1993 г. за смелые действия, решительность и личную отвагу, проявленные в боях с чеченскими сепаратистами, был награжден орденом Мужества. Евгений Мышляев в сложных метеоусловиях полета в аварийной ситуации сумел посадить самолет Су-24 с одним работающим двигателем, проявил настоящий профессионализм и тем самым сохранил дорогостоящую боевую машину – также награжден орденом Мужества.
Я лично знаком со многими выпускниками школы. Например, выпускник 1994 г. – заместитель командира авиационной эскадрильи палубных истребителей с крейсера-авианосца «Адмирал Кузнецов» майор Олег Костяной – в какой-то мере мой «крестник». В свое время пришлось ходатайствовать перед командованием авиации ВМФ России, чтобы переводом взяли его служить на флот. Из него вырос хороший морской летчик, уважительный и скромный в быту, требовательный к себе по службе. Он уже был участником нескольких дальних морских походов в составе экспедиций боевых кораблей Северного флота.
Еще один пример. Однажды в Домодедовском аэропорту случайно встретил своего товарища по аэроклубу. Он обмолвился, что его сын хочет поступать в суворовское военное училище. Я предложил ему попытать счастье в Барнаульской спецшколе. Хоть мой товарищ на то время сам был уже заместителем командира одного из летных отрядов гражданской авиации в Сибири, но о таком учебном заведении не знал. Мальчишка с удовольствием учился в спецшколе, осваивал в летнее время летную программу в курганском аэроклубе, потом – БВВАУЛ, служба летчиком-инструктором в одном из военных училищ, затем в боевом полку. К сожалению, настали тяжелые времена для ВВС и попал капитан Алексей Вяль под сокращение. Но не расстался с небом, переучился на авиалайнеры, летал на Ту-154 в Новосибирске и вдруг… новое испытание. Сняли с эксплуатации десятки машин этого типа, пришлось вновь переучиваться за свой счет и, как у нас говорят, искать новое место в летном строю. Сегодня он – за штурвалом современного «Боинга». Но на этом пути были у него и бессонные ночей, сомнения и потраченные нервы. Главное для него сейчас – это возможность летать. Вот вам разные судьбы тех, кто в юности связал свою судьбу с авиацией, благодаря Барнаульской спецшколе.
Значит, не прошли даром те часы, месяцы и годы кропотливого труда педагогического коллектива, работающего под руководством полковника Сергея Акопяна, его заместителя по воспитательной работе – старшего лейтенанта Светланы Ключниковой. Знаю, по отзывам коллег, что она готова не выходить из стен школы, только бы жизнь воспитанников была как можно интереснее и разнообразнее. Еще она уделяет много внимания профориентации выпускников. Это особенно важно в условиях работы последних лет, когда прошло значительное сокращение военных учебных заведений, в том числе и авиационного профиля. Кроме того, на сегодня сокращены воинские должности в оргштатном составе школы. С большими трудностями сопряжены организация и проведение летной практики на самолетах и планерах в аэроклубах ДОСААФ из-за недофинансирования различных структур и несогласованности действий межведомственного характера с учетом новых экономических отношений в стране вообще. Возникло много несоответствий в законодательных и подзаконных актах, ведомственных документах, инструкциях по общеобразовательным школам, практически отсутствует единая государственная политика по продолжению развития и совершенствования данной системы первоначального профессионального образования, подрастающего поколения, стремящегося осваивать авиационные виды деятельности.
Государственные мужи как будто забыли о том, что необходимо своевременно, заблаговременно готовить соответствующие военные кадры и особенно летного профиля, создавая действующий резерв на не радужное будущее. Да и террористическая деятельность националистов и разного рода экстремистов в стране и в мире не снижается. Поэтому формируемый сегодня авиационный потенциал для нашего государства очень важен, ибо может быть востребован в любое время. Особая актуальность вопроса обусловлена тем, что штатный состав военной и особенно боевой авиации у нас за последние годы значительно сокращен.
В России сегодня всего 9 таких учреждений, как эта спецшкола. Их можно отнести к тем немногочисленным, но надежным «кирпичикам» в общем здании первоначального профессионального образования, которые полностью соответствуют интересам государства в воспитании граждан – патриотов своей страны.
Все мы помним крылатую фразу из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» об общественном долге: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Она легко перефразируется, и применительно к барнаульской спецшколе приобретает особый смысл.

статья В.Попова в формате PDF

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Виктор Бондарев: ВВС России в 2016 году получат истребители пятого поколения Т-50 | Авиапанорама

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика