От стабилизации – к модернизации и инновациям

Борис Грызлов,
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В настоящее время наиболее актуальной для России является тема модернизации: постепенного перехода российской экономики от сложившейся за многие годы сырьевой модели к инновационному пути развития.

В настоящее время наиболее актуальной для России является тема модернизации: постепенного перехода российской экономики от сложившейся за многие годы сырьевой модели к инновационному пути развития.

Оценивая сегодняшнюю ситуацию, следует четко понимать, что такой переход осуществляется не с «чистого листа». На самом деле, основа для выхода на этап инновационного развития в России создавалась с начала 2000-х годов. Тогда в обществе преобладали настроения, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране после тяжелых 1990-х годов. Такая стабилизация нами была достигнута: за прошедшие годы наше государство стало гораздо сильнее и вернуло себе доверие граждан. И сейчас в нашем обществе набирает силу ожидание модернизации.

Важно, что сейчас для модернизации у нас уже есть необходимые финансовые, инфраструктурные и законодательные возможности. Возможности, позволяющие нам спокойно, без «наскоков», воплощать в жизнь принятую нами «Стратегию-2020», развивать и расширять стратегические задачи модернизации российской экономики.

Еще раз подчеркну: основой для начала модернизации стали результаты, достигнутые в стране за прошедшие 10 лет. Именно за прошедшие 10 лет были сконцентрированы ресурсы, обеспечено политическое и правовое единство страны. Валовый внутренний продукт страны в абсолютных цифрах вырос в пять раз, бюджет страны – в 10 раз. В реальных цифрах вдвое выросло строительство жилья, заработная плата выросла более чем в 8,5 раз. И, наконец, самое главное достижение последних двух лет – нам удалось не только остановить чрезмерное сжатие экономики после мирового экономического кризиса, но и обеспечить ее быстрое и эффективное восстановление и развитие.

Поэтому сегодня страна полностью готова к реализации идеи, сформулированной в 2007 году В.В. Путиным: «Новые импульсы следует дать инновационному развитию экономики, эффективному использованию природных ресурсов, реализации инфраструктурных проектов», а также задач, поставленных в 2009 году Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в статье «Россия, вперёд!». Эта статья не только не теряет своей актуальности сегодня, но и наоборот, мы все больше убеждаемся в точности предложенных в ней пяти приоритетных направлений инновационного развития, требующих особой государственной поддержки. А, значит, и законодательного обеспечения.

В последние 10 лет также много сделано для того, чтобы задачи модернизации превращались в реальность в сфере законодательства. Целый ряд законов, которые уже приняты, направлены на создание возможностей для инновационного развития страны, отдельных отраслей российской экономики, регионов России.

Но одних законов, как мы все хорошо понимаем, недостаточно. Необходимо, чтобы новые возможности, предоставленные законодательно, были реализованы на практике. А для этого надо, чтобы российское общество, российский бизнес, наши научные организации и промышленные предприятия также были готовы к новым темпам инновационного развития. Чтобы они не только имели возможности для этого, но и могли их применять.

И еще на одном важном моменте я хотел бы остановиться особо. Для нас важно, чтобы поступательное развитие нашей экономики происходило с сохранением тех базовых ценностей, которые присущи нашему народу. Это значит, что должно быть обеспечено неукоснительное единство модернизационных и охранительных, точнее – консервативных процессов в социально-экономическом, культурном и духовном развитии нашего общества.

Национальная инновационная система

Основу модернизации экономики, – а экономики России, в первую очередь, учитывая сложившуюся в ней преимущественно сырьевую ориентацию, – составляют именно инновации. Это – бесспорный факт. Но инновационное развитие не может быть просто развитием по приказу, в административном порядке. По приказу, действительно, можно создать тот или иной новый продукт. Однако нельзя создать самовоспроизводящуюся, саморазвивающуюся систему.

Пример тому – советский опыт. Даже то, что создавалось, а создавалось немало, зачастую так и не доходило до этапа массового производства. Результат – нараставшее отставание Советского Союза от своих конкурентов в Америке, в Европе и даже в Азии. И в то же время, многие идеи советских лет сегодня широко используются и воспроизводятся в мире. Поэтому мы должны извлекать уроки из собственной истории.

Что надо сделать в первую очередь? Ответ очевиден: надо создавать целостную и единую, скоординированную, но одновременно самостоятельную, Национальную инновационную систему. Систему, которая может стать ядром для выстраивания сотрудничества между всеми основными участники модернизационных процессов. А именно – между государственными организациями и учреждениями, научными и экспертными организациями, высшими учебными заведениями, саморегулируемыми организациями, профсоюзами, объединениями предпринимателей и общественными организациями.

Вполне естественно, что для создания такой системы надо подготовить и принять целый комплекс законодательных актов.

И такая работа постоянно идет. Например, отмечу, что идет разработка двух важных и базовых законопроектов «О технологиях» и «О технопарках». В чем здесь сложности? Следует признать, что существует целый ряд принципиальных вопросов, связанных с развитием законодательства для инноваций. Кому должен принадлежать вновь создаваемый интеллектуальный продукт? Государству, на деньги которого работает бюджетное учреждение? Вузу, который предоставил лабораторную базу? Коллективу или конкретному исследователю, который является автором идеи? Вопрос очень сложный – по сути, речь идет о качественной характеристике всей Национальной инновационной системы, о векторе ее развития. Надо создать четкий правовой механизм, который обеспечит интересы государства и одновременно позволит больше заинтересовать в своем труде исследователей, ученых и экспертов.

Очевидно, что говоря об инновациях, о поступательном движении экономики, нельзя забывать про нашу российскую академическую науку. Ведь без фундаментальных исследований двигаться вперед не просто невозможно, но и опасно. Здесь нет простых решений, ведь такие решения, как показывает практика,  чреваты крупными ошибками и провалами. Поэтому необходимо помочь – прежде всего финансированием – нашей науке, создать нашим ученым условия для работы здесь, на своей Родине. Это – важный вопрос, который надо решать очень быстро, чтобы остановить и повернуть вспять «утечку мозгов».

Но надо всегда помнить и о том, что еще далеко не решена задача обеспечения источников финансирования инновационного развития на всех этапах этого развития. Самые благоприятные инвестиционные, налоговые условия ничего не будут значить, если нет исходного финансирования, финансирования на самом начальном этапе инноваций. И в этом важная роль принадлежит именно государству, в руках которого концентрируются наибольшие объемы финансовых ресурсов. Речь идет о бюджете нашей страны.

Действительно, государство вкладывает в инновационное развитие значительные ресурсы. В нынешнем 2011 году только на науку гражданского назначения в федеральном бюджете предусмотрено 227,8 млрд рублей. Это на 100 млрд рублей больше, чем в «благополучном» 2008 году.

Кроме того, за прошедшие годы созданы при непосредственном участии государства ряд институтов развития. Работает Банк развития. В 2006 году создана Российская венчурная компания. Кстати, в 2010 году капитализация венчурных фондов составляла порядка 60 млрд рублей. И около половины их этих средств приходится на фонды с государственным участием. Создаются технопарки: объем их поддержки (включая, например, технопарк в Сарове) в 2011 году по разным направлениям должен составить порядка 7,5 млрд рублей.

Однако, несмотря на все эти меры, инновационная активность в России остается низкой. Так, в России из 10 промышленных предприятий технологические инновации осуществляет только одно, в то время как в Финляндии – 5–6, в Германии – 7. Между тем «Стратегия-2020» ставит перед нами вполне конкретные и весьма серьезные цели. Так, доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40–50 %. А производительность труда должна возрасти в 3–5 раз в тех секторах, которые определяют национальную конкурентоспособность.

Для реализации этих целей надо найти решения целого ряд проблем и оформить их в ближайшее время в законодательном пространстве.
Во-первых, надо решить, наконец, нашу «вечную» проблему – проблему слабой координации образования, науки и бизнеса. То, что она действительно слабая, видно даже по ситуации с малыми инновационными предприятиями при вузах и научных центрах. На начало 2011 года их создано порядка 700. Вроде бы немало. Но если посчитать – в среднем получается примерно по одному предприятию на каждый государственный или муниципальный вуз, и на почти 500 работающих там профессоров и преподавателей.

Во-вторых, надо четко понимать, какие именно условия требуется создать для массового появления новых инновационных компаний. Без создания таких компаний разработанные новации, какого бы они ни были уровня, «повиснут в воздухе». Если, конечно, они не попадут к нашим зарубежным конкурентам. Поэтому мы рассчитываем, что со временем малый, да и средний бизнес тоже, сможет занять более заметную нишу в сфере создания наукоемкой продукции: от машиностроения и информационных технологий до социального сектора, образования и здравоохранения.

В-третьих, совершенно понятно, что создать успешную, эффективно работающую инновационную компанию можно только тогда, когда есть соответствующий запрос, потребность со стороны экономики. Сегодня существует проблема, связанная с отсутствием услуг, доступных инноваторам. Ведь сделать, например, опытный образец изделия, или комплектующую деталь – это, порой, целая проблема. Наши заводы часто не хотят «возиться» с единичными образцами или же получается очень дорого. Опыт решения таких задач нарабатывается, кстати, в технопарках. На него нужно обратить внимание.

Наконец, в-четвертых, необходимо обеспечить инновационное развитие в долгосрочной перспективе, то есть создать соответствующий человеческий капитал в широком смысле. Чтобы двигаться вперед, нашей стране необходима целая сеть научно-образовательных центров, причем мирового уровня. В этом направлении у нас еще многое осталось от прошлого, от советского времени. Поэтому вывод очевиден: нужно попытаться сохранить все то лучшее, что уже есть в образовании, и одновременно – продвигать новое, обеспечивая экономическое развитие. Сложная задача. Именно поэтому нами создаются федеральные и национальные исследовательские университеты.

Хотел бы особо отметить очень важный для создания и поддержания Национальной инновационной системы проект – Инновационный центр «Сколково». Речь идет о принятых в 2010 году Государственной Думой двух ключевых законах в области стимулирования инновационной деятельности, внесенных Президентом Российской Федерации.

Во-первых, это Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», регламентирующий создание и функционирование специально отведенной «инновационной» территории. На этой площадке создаются особые, можно сказать, уникальные условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки инновационных энергетических технологий; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры); медицинские технологии: оборудование, лекарственные средства; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Однако, очевидно, что в условиях нашей огромной страны и ее научного потенциала останавливаться только на создании такого Центра нельзя ни в коем случае. Это значит, что опыт создания и функционирования инновационного центра «Сколково» может и должен распространяться, в том или ином виде, на другие проекты.

Создающаяся российская инновационная система нуждается не в одной, а во многих точках роста: нельзя из одного центра, каким бы он ни был мощным, модернизировать всю нашу страну. В том числе и потому, что речь идет не только о создании новых продуктов, но и об их внедрении в производство.

Со своей стороны, Государственная Дума продолжит внедрять стимулирующие, включая налоговые, условия для инновационной деятельности, помогать таким институтам, как хозяйственные общества при вузах и научных учреждениях, формировать бюджет страны в целях реализации указанных задач.

Модернизация и федеральный бюджет 2011–2013 годов

Повторю, что один из главных инструментов модернизации, который есть в руках государства – это федеральный бюджет. Давайте посмотрим с этой точки зрения на принятый в конце 2010 года федеральный бюджет на 2011–2013 годы.

Первое, на что необходимо обратить внимание – это принятое в бюджете концептуальное положение о безусловном исполнении всех социальных обязательств государства, а также финансирование программ, связанных с модернизацией экономики и развитием высоких технологий. Собственно, именно это и есть магистральные направления расходной части нашего бюджета.

При этом следует также учитывать, что в законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» нашли отражение принципиально новые подходы. Подходы, направленные на посткризисное восстановление макроэкономической сбалансированности, постепенное снижение дефицита, создание условий для модернизации экономики. Таким образом, при формировании бюджета были решены три ключевые задачи. Первая – гарантировано исполнение всех социальных обязательств перед гражданами страны. Вторая – продолжена модернизация реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры. И третья – сохранена макроэкономическая стабильность.

Среди особенностей формирования принятого в 2010 году бюджета надо отметить очень важное обстоятельство: мы продолжили практику трехлетнего стратегического бюджетного планирования. К сожалению, в 2009 году ситуация с мировыми кризисом не позволила нам в полной мере воспользоваться всеми преимуществами такого бюджетного планирования. Но сегодня у нас вновь появилась возможность действовать на перспективу.

Тем не менее, работа будет идти в том направлении, чтобы бюджет стал в полном смысле слова программным и имел соответствующую структуру уже с 2012 года. Это будет не просто совершенствованием бюджета, но и, по сути, реформой государственного управления. В государственных программах будут четко определены и все инструменты нормативного регулирования достижения поставленных целей, в том числе меры налогового характера, включая механизмы предоставления тех или иных льгот.

Сейчас намечено 40 программ, которые охватят все направления социальной и экономической политики государства и заменят действующие федеральные целевые программы. При этом программы разделены на пять блоков: «Новое качество жизни» (4 трлн 761 млрд руб.), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (1 трлн 686 млрд руб.), «Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности»
(1 трлн 959 млрд руб.), «Сбалансированное региональное развитие» (347 млрд руб.) и «Эффективное государство» (1 трлн 574 млрд руб.).

В рамках Государственной программы «Инновационное развитие и модернизация экономики» на проект «Развитие науки и технологий» направляется 177 млрд рублей, на проект «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 108 млрд рублей, на проект «Информационное общество» – 90 млрд рублей, на проект «Космическая деятельность в России» – 115 млрд рублей и на проект «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» – 192 млрд рублей. В числе приоритетов по-прежнему остается поддержка авиастроения и судостроения. В эти отрасли направляется 48 и 14 млрд рублей соответственно.

Мы исходим из того, что у инновационной экономики есть не только отраслевое, но и территориальное измерение. Сейчас мы имеем все предпосылки для обеспечения положительной динамики развития экономики в регионах. В 2011 году прогнозируется рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на 6% к оценке 2010 года, а в 2013 – на 8%, просматривается сокращение дефицитов региональных бюджетов с 344,9 млрд рублей до 107,8 млрд рублей.

Сегодня нужен поиск перспективных проектов в наших регионах, формирование, наряду с государственными программами, региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику. Для этого, в частности, нужно сокращение сроков выдачи разрешений и осуществление иных мер для формирования благоприятной административной среды, подготовка необходимой инвесторам инфраструктуры, поддержка продвижения на рынки инноваций, наконец, кадровое обеспечение инвестиционных проектов.

Все это, безусловно, имеет важнейшее значение для сбалансированного развития регионов, мобилизации их модернизационных потенциалов.
Понятно, что для успеха модернизации важно, как и на что тратятся государственные деньги. Пора уже прекратить финансировать процесс и начать финансировать результат. Это требование сегодняшнего времени. Механизм госпрограмм позволяет нацелить на конечный результат каждый бюджетный рубль. Для сети бюджетных учреждений это означает, что для получения финансирования уже не будет достаточно одной красивой вывески, нужно будет выполнять реальную работу и получать реальные результаты.

Налоговая политика и модернизация

Реальную роль в реализации задач по модернизации российской экономики, несомненно, будет играть правильно выстроенная налоговая политика. Государственная Дума непрерывно работает над формированием такой политики, над разработкой и принятием соответствующих законов. Среди них хотелось бы отметить следующие важные законопроекты.

Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Этот закон давно ждут наши зарубежные соотечественники, желающие вернуться в Россию, чтобы плодотворно трудиться. Новые поправки помогут объединить созидательный потенциал специалистов, проживающих за рубежом с потребностями развития российских регионов.

Также в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Законопроектом, в частности, предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики.

Предусмотрено, что организации, которые эффективно используют новейшее технологическое оборудование, получат с 1 января 2011 года льготы по налогу на имущество сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. При этом трехлетние налоговые каникулы для этих предприятий не уменьшат налоговую базу, которая существует у регионов сегодня. С принятием законопроекта у российских предприятий появятся дополнительные стимулы к установке современного энергоэффективного оборудования.

В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности». Основная задача законопроекта – упорядочение системы соответствующих фондов, которым могут предоставляться налоговые льготы, установление особенностей их правового статуса и организационной структуры, определение требований к отбору финансируемых проектов. Законопроект позволит обеспечить администрирование налоговых льгот в ряде фондов и создать законодательную базу для деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые в настоящее время за счет средств федерального бюджета осуществляют грантовое финансирование научной и научно-технической деятельности.

Предусматривается, что в целях финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности юридическими и (или) физическими лицами могут создаваться также негосударственные фонды поддержки. В Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» вносятся положения о порядке проведения государственными фондами конкурсов на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов, включая требования к проведению экспертизы заявок.

Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 258 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о сокращении сроков полезного использования отдельных видов нематериальных активов в целях начисления амортизации). Принятый закон разработан в целях реализации Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010–2012 годах» в части усовершенствования порядка амортизации нематериальных активов для создания условий, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение результатов такой деятельности. Им предусмотрено сокращение сроков амортизации таких нематериальных активов, как исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау).
Срок амортизации по нематериальным активам, имеющим большое значение для развития научно-технической и инновационной деятельности, устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, но должен составлять не менее двух лет. При этом в отношении таких нематериальных активов, как произведения науки, литературы и искусства, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания и других объектов интеллектуальной собственности, не связанных с инновационной и научно-технической деятельностью, сохраняется прежний порядок определения сроков полезного использования в целях налогообложения прибыли.

Предоставление налогоплательщику права снижать срок амортизации нематериального актива станет серьезным стимулом для постановки данного актива на баланс (в настоящее время это зачастую не делается из-за длительных сроков амортизации), что также будет способствовать ускорению введения указанных нематериальных активов в хозяйственный оборот.

Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об уменьшении налоговой базы по налогу на имущество отдельной категории налогоплательщиков). Закон освобождает налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры (например, сооружений воздушного транспорта, за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома) в части увеличения их балансовой стоимости за счет выделенных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию. Освобождение распространяется на завершенные капитальные вложения, включенные в балансовую стоимость вышеназванных объектов, начиная с 2010 года.

Проект федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности»

Как видно из изложенного, многое в области законодательного обеспечения модернизации и инновационной деятельности уже сделано. Тем не менее, в настоящее время отсутствует необходимая для реализации этих планов комплексная правовая база – прежде всего, в отношении участия в этом развитии государства.

На сегодняшний день государство практически не имеет реальных возможностей для прямого регулирования инновационных отношений. Мы не можем «приказать» предпринимателям внедрять достижения науки и техники в производство, модернизировать его. Очевидно, что добиться желаемого для нас эффекта можно только двумя путями: во-первых, воздействуя на эти процессы косвенно, то есть путем экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, а, во-вторых, создавая невыгодные экономические последствия для тех производителей, которые ориентируются на применение устаревших производств, использование затратных и малоэффективных технологий, производство неконкурентоспособной продукции.

Вместе с тем сегодня есть целый ряд нерешенных, наболевших вопросов. Так, в механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, законодательно не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности. Последнее особенно важно, учитывая, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны органов власти всех уровней – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, так как эта деятельность осуществляется в пределах определенных территорий, например, в наукоградах.

Принимая все это во внимание, группой депутатов Государственной Думы разработан и 8 февраля 2011 года внесен в Государственную Думу законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности».

Согласно внесенному законопроекту, государственная поддержка оказывается не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые отвечают определенным требованиям. Субъектом государственной поддержки является физическое или юридическое лицо (а также субъект инновационной инфраструктуры) при наличии его вклада в создание инновационной продукции. При этом основным требованием является осуществление инновационной деятельности на территории Российской Федерации и, в основном, в приоритетных отраслях экономики. Особое значение имеет норма, согласно которой государственная поддержка завершается на этапе создания инновационной продукции, что позволяет придать реалистичность и действенность государственной поддержке.

Государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя следующие виды, перечень которых предлагается сделать исчерпывающим: финансовая поддержка, налоговое и таможенное стимулирование, организационно-правовая поддержка, информационная поддержка. Эти виды, в свою очередь, представлены различными формами, и вот этот перечень не исчерпывается законопроектом. Такая градация позволяет использовать дифференцированный подход к субъектам государственной поддержки, а также специальные правовые механизмы при ее оказании – как уже имеющиеся, так и вновь сформулированные в законопроекте (например, государственные гарантии, Федеральный фонд государственной поддержки). Законопроектом также формулируются права и обязанности субъектов инновационной деятельности, которым оказывается поддержка, то есть устанавливаются основы их специального статуса как субъектов государственной поддержки.

Важно то, что согласно законопроекту, государственная поддержка опирается на такой действенный принцип, как государственно-частное партнерство в инновационной сфере. Такой же принцип положен и в основу норм, предусматривающих в качестве условия получения государственной помощи обязанность финансировать инновационную деятельность за счет собственных средств (создание инновационного фонда за счет отчислений от прибыли организации), а также подтверждение инновационной активности.

Для активизации инновационного направления развития нашей экономики важное значение имеет поддержка малых предприятий.
В свете решения модернизационных задач важнейшее значение имеет поддержка, прежде всего, малых предприятий, которые заняты в сфере инноваций и науки, особенно – высокотехнологичного производства. И эта работа также ведется. Работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, благодаря которому поддержку получили около 4 тысяч молодых ученых, желающих заниматься инновационной деятельностью. Кроме этого, ежегодно поддерживается порядка 500 инициатив, направленных на создание высокотехнологичных бизнесов. Объем бюджетного финансирования каждого может достигать 6 млн рублей.

Примером такой поддержки может быть принятый закон о малых инновационных предприятиях при вузах и НИИ, благодаря которому созданы новые условия для внедрения результатов интеллектуальной деятельности, полученных этими бюджетными учреждениям. На основе принятого закона создается все больше малых инновационных предприятий при вузах, хотя пока еще их общее количество, как я уже говорил, и не достигло желаемого уровня. А сами вузы, выигравшие соответствующий конкурс, получают дополнительные средства (до 150 млн рублей на три года) на развитие инфраструктуры – в том числе в интересах этих предприятий.

Сегодня в этой сфере также идет совершенствование законодательства, которое направлено на дальнейшее расширение возможностей малых инновационных предприятий. В том числе: облегчение перехода на упрощенную систему налогообложения, снятие ограничений по видам хозяйственной деятельности, разрешение на вхождение образовательным и научным учреждениям в уже существующие хозяйственные общества, решение вопроса с арендой помещений.

Уверен, что все эти, а также другие, находящиеся сейчас на стадии разработки законодательные меры, окажут реальную поддержку малому бизнесу, прежде всего, работающему в инновационной сфере. И обеспечат, тем самым, возможность для прорыва в области модернизации экономики.
В самое ближайшее время Государственной Думе в тесном взаимодействии с Правительством РФ предстоит принять новые законы, направленные на модернизацию нашей экономики и перевод ее на инновационный путь развития. Среди них: законы о борьбе с рейдерством, о дополнительных мерах налоговой поддержки инновационных проектов, о новых подходах к строительству транспортной инфраструктуры на основе долгосрочных контрактов, о дальнейшем развитии механизмов государственных закупок.

При этом надо четко понимать, что модернизация нашей экономики, перевод ее на инновационный путь развития не могут осуществляться и развиваться изолированно. Поэтому и далее будут разрабатываться и приниматься законопроекты в области международного экономического сотрудничества, прежде всего с нашими ближайшими соседями.

В заключение хотел бы отметить следующее. В 2008 году, впервые за долгое время, появилась «Стратегия-2020» – план действий по обеспечению быстрого и устойчивого развития России. Мировой экономический кризис скорректировал некоторые задачи, но только подтвердил возможность и востребованность такой стратегии. И он еще раз подчеркнул, что достижение целей Стратегии-2020 требует инновационного развития, повышения производительности труда в 4–5 раз. Добиться этого можно только через внедрение новых технологий. Надо опережать конкурентов. Надо лидировать в этой гонке, темпы которой становятся все быстрее.

Нам нужно преодолевать целый ряд комплексов, которые есть в общественном сознании. А среди этих комплексов довольно распространено и представление о том, что копировать чужое – это, якобы, наилучший путь развития. Такое представление вредно и для создания инноваций, и для сохранения российских традиций. Оно может привести только к отставанию и одновременно – к утрате собственной культуры. Только создание нового при сохранении лучшего может обеспечить конкурентоспособность страны.

Мы не должны ожидать, что волны мировой экономической конъюнктуры сами вынесут наши предприятия и отрасли на какой-то устойчивый берег. Мы сами должны строить свое будущее, будущее своей Родины. Никто другой за нас это делать не будет. А вот препятствовать задачам развития нашей страны – вполне вероятно, будут. Это конкуренция, а в современном мире она далеко не всегда, к сожалению, бывает честной. Это значит только одно – успех модернизации зависит от граждан России, от каждого из нас.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика