Состоялся VIII Национальный конгресс «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития»

В.Попов

Kongress1_2

Официальное открытие Национального конгресса началось после регистрации всех участников этого форума с пленарного заседания под общим тематическим названием «Промышленная политика: новые вызовы и приоритеты». Открывая работу конгресса, Председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина Попова, подчеркнула значимость и актуальность проблем, которые предстоит обсудить в ходе предстоящей работы, а также представила участникам состав президиуму: Полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе В.Толоконникова, руководителя Фракции КПРФ в Государственной Думе Г.Зюганова,  советника Президента Российской Федерации С.Глазьева, директора Департамента стратегического развития Министерства  промышленности и торговли России и других своих коллег. Задавая рабочий тон последующим выступлениям, с приветственными словами и кратким видением задач и проблем, затрагиваемым Конгрессом выступили С.Глазьев, В.Толоконников, Г.Зюганов.  Другие члены президиума и докладчики активно подхватили идею Национального конгресса, отмечая демократичность площадки, на которой вот уже в который раз осуществляется серьезная работа ведущих экономистов, политиков, руководителей отраслевых промышленных кластеров, а также представителей министерств, ведомств и современного бизнеса России. Многие из выступающих отмечали особенности и сложность современного периода экономического развития России, обусловленного в первую очередь нестабильностью военно-политического и экономического состояния мирового сообщества вообще и проблемы последних лет в СНГ.

Во второй части функционирования Конгресса было предложено организовать работу с учетом классификации и некоторого разделения интересов участников, с целью более полного охвата и обсуждения проблематики, доступности трибуны для желающих выступить и обсудить в рабочем порядке практические и теоретические вопросы производств, технологий, правовых, экономических и социально-политических аспектов.

Такой подход к делу был одобрен и принят к исполнению. Организаторам удалось сформировать качественную работу по следующим секциям: «Обеспечение продовольственной безопасности и развитие аграрной промышленности», «Промышленное и гражданское строительство России. Новые строительные материалы», «ТЭК России в условиях мировой технологической революции», «Качество российского образования как условие инновационного развития России и модернизации отечественной промышленности».

Заместителю главного редактора и научному консультанту журнала «Авиапанорама» довелось участвовать в работе профильной секции, проходившей наиболее активным методом «круглого стола». Одновременно было проведено совместное заседание Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и Экспертного совета по законодательному обеспечению модернизации промышленности и развитию элементной базы, производству стратегических и композитных материалов и содействию военно-техническому сотрудничеству при Комитете Государственной Думы ФС РФ по промышленности на тему: «Модернизация авиационно-космической промышленности. Новый взгляд, новые приоритеты».

По плану было заявлено около десятка докладов и выступлений. Активная позиция экспертов и участников «круглого стола», позволила организовать работу «по смешанной технологии», когда выступлении Е.Поповой, Ф.Дедуса, В.Субботина, А.Коротеева, Д.Пайсона в логичной последовательности дополнялись присутствующими, уточнялись проблемные вопросы и давались аргументированные предложения по формированию будущего протокола совместного решения или рекомендации по развитию межотраслевого взаимодействия по затронутой тематики.

В ходе работы неоднократно отмечалось, что необходимо уделить особое внимание правовым вопросам по работе с «критическими технологиями», о комплексном и системном проектировании, по отработке единых межотраслевых ТТЗ на перспективные системы и вообще будущему развитию авиационно-космического компонента, а также создать структурную систему формирования национальной политики, целевых установок, способствующих развитию и внедрению новых технологий в наукоемких российских производствах. Выступающие обращали внимание на то, что новая тенденция формирования крупных холдингов и объединенных государственных корпораций – решение достойное. Но в каждом конкретном случае требуется взвешенное и разумное решение – нельзя «слепо следовать» формальному приказу, а подходить к вопросам объединения и слияния критически, с учетом экономической целесообразности, соблюдая принципы управления и контроля производством. Сложность, наукоемкость, технологичность авиационно-космической отрасли обусловливают ее базирование в современных условиях в первую очередь на бюджетной основе, однако требуется активно привлекать частные инвестиции, формировать интересы бизнеса таким образом, чтобы будущие успехи национальной авиации и космонавтики гарантированно вписывались в перспективы развития экономики в целом. В этом случае частно-государственное партнерство будет не лозунгом, а рычагом рыночного стимулирования интересов.

Другое направление экономического развития заключается в оптимизации и интеграции производственной, технологической, экспериментально-испытательной и научно-исследовательской базы авиационно-космической отрасли. Следовательно, необходимо проработать вопрос о новой структуризации этой отрасли как особой, и, что возможно и целесообразно, в виде отдельного министерства. Рациональность подобной организации будет вполне отвечать геополитическим интересам нашего государства, с учетом масштабности задач и стратегических принципов развития российской экономики.   В свою очередь, это позволит консолидировать планы по достижению поставленных результатов, адаптирует имеющуюся в государстве специфическую машиностроительную инфраструктуру, повлияет на комплексность и взаимодополняемость, приведет к уменьшению трудозатрат, модифицирует эксплуатационную и ресурсно-составляющую их часть, станет проще и компетентнее управлять имеющимися разработками и проектами авиационно-космической промышленности как единого организма воздушно-космических технологий. Кстати, такой подход к делу будет способствовать созданию специальных учебно-производственных кластеров, научных школ, что в конечном результате приведет к формированию новой научно-технико-технологической отраслевой элиты, в лучшем понимании этого слова. Таким образом, это связано и с кадровой политикой.  Это является решением еще одной, сопутствующей проблемы, но не менее значимой по приоритетам, чем указанные выше, для современного авиационно-космического национального военно-промышленного отраслевого хозяйства.

Анализ прошедшего конгресса см.  по адресу:  /2013/10/chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo-v-raketno-kosmicheskoj-aviacionnoj-promyshlennosti-i-v-drugix-otraslyax-narodnogo-xozyajstva/

Журнал «Авиапанорама».  Владимир Попов,  кандидат технических наук, заслуженный военный летчик РФ

8 Kongress2

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Аноним

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика